Постановление Правительства РБ от 27.08.2014 N 400 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года N 48 "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. № 400
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА № 48
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года № 48 "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан".
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 27 августа 2014 г. № 400
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА № 48
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) в Постановлении:
а) абзацы второй - пятый изложить в следующей редакции:
"Утвердить:
Положение о природных парках в Республике Башкортостан (приложение № 1);
Положение о государственных природных заказниках в Республике Башкортостан (приложение № 2);
Положение о памятниках природы в Республике Башкортостан (приложение № 3);";
б) абзац шестой исключить;
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок создания особо охраняемых природных территорий республиканского значения (приложение № 4).";
2) приложение № 1 к указанному Постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение № 1
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет статус, режим особой охраны, порядок управления и организации охраны территорий природных парков в Республике Башкортостан.
1.2. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, в которых устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
1.3. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.
1.4. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
1.5. Положение о природном парке утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.
1.6. Изменение границ, режима особой охраны и упразднение природного парка осуществляется в том же порядке, что и его создание.
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ ПАРКАМИ
2.1. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями Республики Башкортостан.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям Республики Башкортостан, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям Республики Башкортостан, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.
Директор государственного учреждения осуществляет руководство природным парком и несет ответственность за его деятельность.
3. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ
3.1. На территории природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом рекреационной ценности и экологических особенностей участка. В соответствии с этим на территориях природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
заповедного режима, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
заказного режима, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое пользование;
рекреационная, включающая территории, предназначенные для организации отдыха населения и туризма, спортивной и любительской охоты и рыболовства;
историко-культурная, в пределах которой создаются условия для сохранения особо ценных объектов;
зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей (музейно-экспозиционные комплексы);
хозяйственно-коммунальная, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения местного населения и функционирования природного парка;
агрохозяйственная, предназначенная для размещения сельскохозяйственных объектов и структур по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
На территории природного парка могут быть выделены и иные функциональные зоны.
3.2. На территории природных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, а также противоречит целям и задачам природных парков и влечет за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры, в том числе:
деятельность, влекущая за собой изменения почвенного покрова и геологических обнажений;
деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых других объектов, представляющих особую экологическую опасность;
деятельность, влекущая за собой изменение экологических условий и гидрологического режима;
деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
сплошные рубки, проходная рубка, заготовка живицы, охота и рыболовство, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами специально установленных для этого мест;
вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием природных парков;
строительство и эксплуатация хозяйственных и жилищно-бытовых объектов, не связанных с функционированием природных парков;
движение механических транспортных средств, не связанное с функционированием природных парков, их стоянка вне специально отведенных мест;
прогон домашних животных вне дорог общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
проведение массовых спортивных мероприятий;
проведение коммерческих туров, спортивных и научных экспедиций без согласования сроков и маршрутов с дирекцией природного парка.
3.3. Конкретные особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
3.4. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.
3.5. Все проекты объектов строительства на территориях природных парков, отводов земельных и водных участков согласовываются с государственными органами, в ведении которых они находятся, а также с другими государственными органами Республики Башкортостан в пределах их компетенции.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДНОГО ПАРКА
4.1. Обеспечение режима особой охраны природного парка осуществляется директором парка и его заместителями, охрана территории природного парка - его специальной службой.
4.2. К охране территории природного парка могут привлекаться общественные природоохранные организации.
4.3. На территории природного парка государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
4.4. Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования территорий природных парков, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
4.5. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды обеспечивает охрану территорий природных парков в соответствии с законодательством.
4.6. Директор природного парка, его заместители и работники службы охраны имеют право:
требовать от граждан и должностных лиц объяснений по поводу нарушения ими режима природного парка и природоохранного законодательства, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью;
посещать объекты, находящиеся на территории природного парка, для обеспечения режима его особой охраны;
направлять оперативную информацию о совершаемых нарушениях природоохранного законодательства в соответствующие органы государственной власти.
5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ
5.1. Просветительская деятельность является неотъемлемой и обязательной частью деятельности природных парков. Научно-исследовательская работа проводится сторонними организациями на договорных отношениях.
5.2. Научно-исследовательская работа в природных парках должна быть направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, а также на оценку и прогноз экологического состояния в регионе.
5.3. Научно-исследовательская деятельность в природном парке проводится научно-исследовательскими и образовательными учреждениями соответствующего профиля по программам, согласованным с государственным органом, в ведении которого находится природный парк.
5.4. Для рассмотрения вопросов природоохранной, рекреационной, просветительской и иной деятельности в природных парках могут создаваться координационные советы.
Состав координационного совета утверждается государственным органом, в ведении которого находится природный парк. Деятельность координационного совета регламентируется положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится природный парк.
5.5. В природных парках формируются и находятся на хранении научные фонды.
5.6. Просветительская деятельность природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию специальных учебных центров, школьных лесничеств и детских экологических лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений, освещение деятельности природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
5.7. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, туристических баз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются в порядке, установленном законодательством.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР НА ТЕРРИТОРИЯХ
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
6.1. Государственный контроль и надзор за деятельностью природных парков и соблюдением режима их особой охраны осуществляются органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.";
3) приложение № 2 к указанному Постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение № 2
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет статус, режим особой охраны и порядок деятельности государственных природных заказников в Республике Башкортостан.
1.2. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
1.3. Для государственных природных заказников устанавливается регламентированное использование природных ресурсов, отдельных объектов природного комплекса, предусматриваемых в положении о каждом конкретном заказнике.
1.4. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков в соответствии с законодательством.
1.5. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное или республиканское значение.
1.6. Государственным природным заказником не может быть объявлен природный комплекс, находящийся на территории государственного природного заповедника, национальных и природных парков.
1.7. Управление государственными природными заказниками республиканского значения осуществляется государственными учреждениями, которые обеспечивают в заказнике соблюдение установленного режима, проведение мероприятий и организацию охраны.
2. ПРОФИЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
2.1. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов государственные природные заказники могут иметь различный профиль, а именно:
а) комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления как редких и исчезающих видов растений и животных, так и видов, ценных в хозяйственном, научном, культурном и ином отношении;
в) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения или восстановления водных объектов и экологических систем;
д) геологические, предназначенные для сохранения ценных комплексов и объектов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, геологических обнажений, уникальных выходов горных пород, примечательных форм рельефа и связанных с ним элементов ландшафта).
3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
3.1. Создание государственных природных заказников республиканского значения осуществляется постановлением Правительства Республики Башкортостан по представлению органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды в соответствии с порядком создания особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утверждаемым постановлением Правительства Республики Башкортостан.
3.2. Правительство Республики Башкортостан утверждает границы и режим особой охраны территории каждого государственного природного заказника республиканского значения.
3.3. Изменение границ, режима особой охраны и упразднение государственных природных заказников осуществляются в том же порядке, что и их создание.
4. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
4.1. На территории (акватории) государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям заказников, наносит вред или препятствует восстановлению природных комплексов и их компонентов, в том числе:
распашка земель;
сплошные рубки и другие виды рубок, заготовка живицы;
пастьба скота и сенокошение (кроме случаев, предусмотренных в положении о конкретном заказнике);
сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных и иных хозяйственно-ценных групп растений (кроме случаев, предусмотренных в положении о конкретном заказнике);
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочных изысканий, разработка полезных ископаемых, в том числе выемка гравийно-песчаных смесей из карьеров;
устройство стоянок для автотранспорта, судов и иных плавучих средств вне специально отведенных для этого мест;
устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок, лагерей и других форм отдыха населения за пределами установленных мест;
промысловая, спортивная и любительская охота, промысловый лов рыбы (допускается отстрел и отлов животных в научных целях, в том числе в целях регулирования численности, на основании специальных разрешений уполномоченных на то государственных органов Республики Башкортостан в области охраны окружающей природной среды); условия о возможности осуществления отдельных видов охоты на территории заказника определяются положением о конкретном заказнике;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, в том числе в охранной зоне заказника;
сплав леса;
взрывные работы;
любые иные формы хозяйственной деятельности, рекреационного и иного природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
4.2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, а также физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность согласно законодательству.
4.3. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
4.4. Вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории заказника, а также проекты развития населенных пунктов согласовываются с государственным учреждением, осуществляющим управление государственными природными заказниками.
5. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
5.1. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды обеспечивает охрану территорий государственных природных заказников в соответствии с законодательством.
5.2. Особенности режима охраны территории конкретного государственного природного заказника республиканского значения определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
6.1. На территории государственного природного заказника государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования территорий государственных природных заказников, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".";
4) приложение № 3 к указанному Постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение № 3
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет статус, порядок объявления, использования и режим особой охраны памятников природы в Республике Башкортостан.
1.2. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы и их компоненты, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
1.3. Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
1.4. Территории и объекты памятников природы в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых объектов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального или республиканского значения.
1.5. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли или водных объектах создаются охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
1.6. Памятники природы и их охранные зоны (при их наличии) обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
1.7. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, национальных, природных парков и их охранных зон, государственных природных заказников.
2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
2.1. Памятниками природы могут быть объявлены территории и водные объекты, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и пр.), не отнесенные к памятникам истории и культуры;
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких, исчезающих и занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан видов растений и животных;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, возрасту, генетическим качествам, строению насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
водные объекты, регулирующие гидрологический режим территории и водных источников;
уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, скалы, ущелья, каньоны, группы пещер и др.);
геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с ярко выраженными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких и особо ценных скоплений ископаемых флоры и фауны;
уникальные участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды и береговые объекты (дюны, косы, перешейки, полуострова, бухты, лагуны, мысы и т.п.);
природные гидроминеральные комплексы;
термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и растения причудливых форм, имеющие историко-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов, родники, водопады, истоки рек, скалы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
2.2. По своим природным свойствам различают памятники природы следующих профилей: биологические (ботанические, дендрологические, зоологические), геологические (геоморфологические, минералогические, палеонтологические), гидрологические, комплексные (ландшафтные).
3. ПОРЯДОК ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ОБЪЕКТОВ
ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ
3.1. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями республиканского значения осуществляется Правительством Республики Башкортостан на основании проведенного комплексного экологического обследования (в том числе инвентаризации) данных объектов и после согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня материалов комплексных экологических обследований.
3.2. Правительство Республики Башкортостан утверждает границы и режим особой охраны территории каждого памятника природы республиканского значения, а также определяет юридическое или физическое лицо, на которое возлагаются обязанности по обеспечению этого режима.
3.3. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемом по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы (приложение № 1 к настоящему Положению).
3.4. Специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды на каждый памятник природы оформляется паспорт, утверждаемый в установленном порядке.
3.5. Копии паспортов памятников природы и охранных обязательств (приложение № 2 к настоящему Положению) должны храниться собственниками, владельцами, пользователя и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона (при ее наличии), физическими или юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного для него режима охраны памятника природы, в соответствующих органах местного самоуправления и специально уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды.
3.6. Все памятники природы и их охранные зоны (при их наличии) в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
3.7. Изменение границ, режима особой охраны территорий и упразднение памятников природы осуществляются в том же порядке, что и их создание.
Правительством Республики Башкортостан принимается соответствующее решение об упразднении памятника природы в случае утраты его значимости в результате стихийных бедствий и иных факторов, основанное на результатах комплексного экологического обследования памятника природы (в том числе инвентаризации) и положительном заключении государственной экологической экспертизы регионального уровня материалов экологических обследований (или инвентаризации).
4. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
4.1. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая любое нарушение сохранности памятников природы.
Данные об особенностях режима охраны памятника природы вносятся в его паспорт и охранное обязательство.
4.2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, которые официально оформляются в виде охранного обязательства.
4.3. Расходы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы республиканского значения возмещаются за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также внебюджетных фондов.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
5.1. Использование памятников природы допускается в следующих целях:
научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, съемка видеофильмов, фотографирование в целях выпуска полиграфической продукции);
эколого-воспитательных (организация при памятниках природы детских экологических лагерей, работа разнообразных детских организаций по охране и очистке памятников и пр.);
рекреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);
иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.
5.2. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.
5.3. Использование конкретного памятника природы в тех или иных целях должно согласовываться с органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, осуществляющим контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
6.1. Государственный учет и инвентаризация памятников природы осуществляются органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды.
Выявление новых природных комплексов и объектов в целях их последующего объявления памятниками природы может осуществляться органами местного самоуправления, научными, общественными и другими заинтересованными организациями.
6.2. В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов или объектов до объявления их памятниками природы природоохранные контролирующие органы в установленном порядке приостанавливают действия, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов или объектов.
7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
7.1. На территории памятника природы государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования памятников природы, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Приложение № 1
к Положению о памятниках природы
в Республике Башкортостан
Утверждаю
Министр
природопользования
и экологии
Республики Башкортостан
_________________________
(подпись)
_________________________
(расшифровка подписи)
" " ___________ _____ г.
М.П.
ПАСПОРТ
памятника природы Республики Башкортостан
Место для карты-схемы памятника природы с указанием его границ
ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению паспорта памятника природы
Республики Башкортостан
Паспорт заполняется представителем органа, ведущего учет памятников природы и контролирующего соблюдение установленных для них режима охраны, и направляется:
организации(-ям), осуществляющей(-им) охрану памятника природы;
в орган местной власти;
в орган, ведущий учет памятников природы.
Паспорт должен быть заполнен на компьютере.
Карта-схема памятника природы выполняется с использованием карты крупного масштаба, позволяющей ясно представить площадь, границы и местонахождение памятника природы.
Фотографии памятника природы должны быть цветными, размером не менее чем 9 x 12 см.
В случае, если памятник природы имеет значительную площадь, необходимо сфотографировать его наиболее ценные участки или отдельные объекты (части).
Паспорт должен быть оформлен не позднее чем в месячный срок после принятия постановления (решения) об объявлении природного объекта памятником природы.
___________________________________________________________________________
(наименование памятника природы)
___________________________________________________________________________
(№ и дата постановления (решения) и наименование органа)
___________________________________________________________________________
расположен на землях _____________________________________________________,
(землевладелец)
занимает _________________________________________________________________,
(площадь памятника и площадь охранной зоны (при наличии)
(кв. м, га))
взят на учет ______________________________________________________________
(наименование органа, ведущего учет памятников природы)
Краткое описание памятника природы, месторасположение (для памятников
кластерного типа приводятся сведения об особо охраняемой природной
территории в целом и о каждом участке в отдельности), назначение, описание
границ памятника природы и его охранной зоны (при ее наличии), указание
координат, профиля, числа отдельно расположенных, не граничащих друг с
другом участков (кластеров) на территории (при их наличии):
___________________________________________________________________________
Перечень мер, необходимых для сохранения памятника природы
(режим особой охраны): ____________________________________________________
Установленный режим охранной зоны памятников природы (при
наличии) __________________________________________________________________
Допустимые виды использования памятника
природы ___________________________________________________________________
Наименование предприятия (организации, учреждения), взявшего на
себя обязательство по охране памятника природы
___________________________________________________________________________
Паспорт составлен: ________________________________________ ___________
(должность, фамилия, имя, отчество специалиста)
(подпись)
М.П.
"____" _____________ _______ г.
Регистрационный N
Паспорт направлен:.
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________
Адрес (местонахождение): ______________________________________________
(республика, район, населенный пункт)
Место для фотографий памятника природы
Приложение № 2
к Положению о памятниках природы
в Республике Башкортостан
ОХРАННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
на памятник природы Республики Башкортостан
___________________________________________________________________________
(наименование организации(-ий), взявшей(-их) на себя обязательство
по охране памятника природы)
в лице ___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, должность)
действующего на основании _________________________________________________
и именуемого в дальнейшем Охраняющий, берет на себя следующие
обязательства по охране памятника природы: _______________________________,
(наименование памятника природы)
расположенного в _________________________________________________________:
(наименование района, местоположения)
обеспечить выполнение указанного в паспорте памятника природы перечня
мер, необходимых для сохранения памятника природы;
своевременно принимать меры по пресечению нарушений режима охраны
памятника природы, а также по устранению их последствий для приведения
памятника природы в надлежащее состояние;
немедленно извещать соответствующую администрацию района, Правительство
Республики Башкортостан или специально уполномоченный орган Республики
Башкортостан в области охраны окружающей среды о нарушении указанного
режима.
Адрес Охраняющего _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность представителя
Охраняющего)
___________________________________________________________________________
(наименование и адрес вышестоящего органа Охраняющего)
________________________________________
(подпись руководителя организации)
М.П.
"____" ____________________ 20___ г.";
5) дополнить приложением № 4 следующего содержания:
"Приложение № 4
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОРЯДОК
создания особо охраняемых природных территорий
республиканского значения
1. Решения о создании особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) республиканского значения принимаются с учетом:
значения соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения, и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, и среды их обитания;
наличия в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
наличия в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
наличия в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. Инициатором создания ООПТ республиканского значения могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также физические лица.
3. Инициатор создания ООПТ может предпринимать необходимые меры по проведению комплексного экологического обследования территории, подготовке материалов комплексного ее обследования, подтверждающих наличие уникальных природных комплексов и объектов, и представлению данных (материалов) на государственную экологическую экспертизу.
4. Подготовка решения о создании ООПТ осуществляется в следующем порядке:
проведение комплексного экологического обследования территории (в том числе по результатам инвентаризации), которой предполагается придать статус ООПТ;
подготовка научного обоснования особой природоохранной, эколого-познавательской и рекреационной ценности обследованной территории для создания ООПТ;
подготовка пояснительной записки о необходимых затратах на создание ООПТ, в том числе на компенсацию затрат, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности;
подготовка картографических материалов проектируемой ООПТ (при необходимости) и ее функциональных зон;
подготовка проекта положения об ООПТ (для природных парков и государственных природных заказников) и согласование его с заинтересованными органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, землепользователями и землевладельцами;
представление материалов комплексного экологического обследования (в том числе инвентаризации) на государственную экологическую экспертизу регионального уровня;
подготовка проекта решения об образовании ООПТ.
5. Если инициатором создания ООПТ выступают органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также физические лица, то материалы комплексного обследования территории, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, вносятся инициатором создания ООПТ в орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды для согласования и внесения в Правительство Республики Башкортостан.
6. Изменение границ и режима особой охраны ООПТ, их упразднение осуществляются в том же порядке, что и их создание.
Правительством Республики Башкортостан принимается соответствующее решение, основанное на результатах комплексного экологического обследования ООПТ (в том числе инвентаризации), обосновывающего придание этим территориям правового статуса ООПТ регионального значения, утрату значимости ООПТ, в том числе в результате стихийных бедствий и иных факторов.
Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится:
в отношении материалов комплексного экологического обследования (инвентаризации) участков территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
в случае внесения изменений в документацию, на которую имеется ранее полученное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
7. Решение о создании ООПТ республиканского значения и об изменении режима их особой охраны принимает Правительство Республики Башкортостан по представлению органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды по согласованию с:
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
8. Материалы, обосновывающие необходимость создания ООПТ, представляют собой результат обобщения сведений, полученных в ходе:
проведенных комплексных экологических исследований (в том числе инвентаризации) для выявления уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, ландшафтов, объектов растительного и животного мира, требующих специальных мер охраны;
анализа данных, представленных в литературных и иных источниках.
Инициаторы создания ООПТ и разработчики материалов эколого-экономического обоснования предусматривают меры по:
сохранению биологического, ландшафтного разнообразия и достопримечательных природных образований на территории республики;
стабилизации и повышению численности редких видов флоры и фауны;
осуществлению мониторинга состояния охраняемых объектов и комплексов.
9. В составе документов, обосновывающих создание ООПТ республиканского значения, в орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды представляются материалы научного эколого-экономического обоснования, которые должны содержать:
а) физико-географическое описание местоположения участка и его размещение в системе административного деления муниципального района:
природно-экологическую и социально-экономическую характеристики территории;
комплексную оценку территории;
обоснование особой природоохранной, эколого-познавательной и рекреационной ценности обследованной территории для создания ООПТ;
площадь создаваемой ООПТ;
описание и обоснование границ и охранных зон (при их необходимости) с краткой характеристикой земель;
функциональное зонирование территории (при его необходимости) и режим природопользования;
состав необходимых мероприятий по охране, использованию и воспроизводству биологических ресурсов;
перечень земельных участков с указанием категории и площади;
перечень землевладельцев и землепользователей земельных участков;
предложения по регулированию природопользования на землях других землепользователей;
предложения по режиму охраны и использованию ООПТ;
предложения по управлению территорией и порядку финансирования;
возможные альтернативные пути сохранения природных ресурсов и ценных объектов территории;
общие выводы и предложения по статусу территории;
проект положения создаваемой ООПТ (для природных парков и заказников);
б) картографические материалы: карто-схемы создаваемой ООПТ и ее охранных и функциональных зон с указанием категорий земель, границ ООПТ, точек поворота и земельных участков землевладельцев и землепользователей; в случае необходимости другие тематические карты, иллюстрирующие сведения, представленные в описательной части эколого-экономического обоснования.
10. Материалы, представляемые в Правительство Республики Башкортостан для принятия решения о создании ООПТ республиканского значения, включают:
проект решения о создании ООПТ республиканского значения;
пояснительную записку к проекту решения;
ходатайство о переводе земельных участков из состава земель соответствующих категорий в земли ООПТ в связи с созданием ООПТ республиканского значения (при необходимости такого перевода);
материалы комплексного экологического обследования территории (в том числе инвентаризации);
материалы научного эколого-экономического обоснования создания ООПТ (для природных парков и государственных природных заказников);
положительное заключение государственной экологической экспертизы, полученное в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экологической экспертизы;
проект положения об ООПТ (для природных парков и государственных природных заказников);
материалы, согласованные с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, землепользователями и землевладельцами;
картографические материалы.".
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. № 400
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА № 48
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года № 48 "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан".
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 27 августа 2014 г. № 400
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА № 48
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) в Постановлении:
а) абзацы второй - пятый изложить в следующей редакции:
"Утвердить:
Положение о природных парках в Республике Башкортостан (приложение № 1);
Положение о государственных природных заказниках в Республике Башкортостан (приложение № 2);
Положение о памятниках природы в Республике Башкортостан (приложение № 3);";
б) абзац шестой исключить;
в) дополнить абзацем следующего содержания:
"Порядок создания особо охраняемых природных территорий республиканского значения (приложение № 4).";
2) приложение № 1 к указанному Постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение № 1
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет статус, режим особой охраны, порядок управления и организации охраны территорий природных парков в Республике Башкортостан.
1.2. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, в которых устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
1.3. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте.
1.4. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
1.5. Положение о природном парке утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.
1.6. Изменение границ, режима особой охраны и упразднение природного парка осуществляется в том же порядке, что и его создание.
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ ПАРКАМИ
2.1. Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями Республики Башкортостан.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям Республики Башкортостан, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям Республики Башкортостан, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.
Директор государственного учреждения осуществляет руководство природным парком и несет ответственность за его деятельность.
3. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ
3.1. На территории природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом рекреационной ценности и экологических особенностей участка. В соответствии с этим на территориях природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
заповедного режима, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
заказного режима, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое пользование;
рекреационная, включающая территории, предназначенные для организации отдыха населения и туризма, спортивной и любительской охоты и рыболовства;
историко-культурная, в пределах которой создаются условия для сохранения особо ценных объектов;
зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей (музейно-экспозиционные комплексы);
хозяйственно-коммунальная, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения местного населения и функционирования природного парка;
агрохозяйственная, предназначенная для размещения сельскохозяйственных объектов и структур по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
На территории природного парка могут быть выделены и иные функциональные зоны.
3.2. На территории природных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, а также противоречит целям и задачам природных парков и влечет за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры, в том числе:
деятельность, влекущая за собой изменения почвенного покрова и геологических обнажений;
деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых других объектов, представляющих особую экологическую опасность;
деятельность, влекущая за собой изменение экологических условий и гидрологического режима;
деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
сплошные рубки, проходная рубка, заготовка живицы, охота и рыболовство, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами специально установленных для этого мест;
вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием природных парков;
строительство и эксплуатация хозяйственных и жилищно-бытовых объектов, не связанных с функционированием природных парков;
движение механических транспортных средств, не связанное с функционированием природных парков, их стоянка вне специально отведенных мест;
прогон домашних животных вне дорог общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
проведение массовых спортивных мероприятий;
проведение коммерческих туров, спортивных и научных экспедиций без согласования сроков и маршрутов с дирекцией природного парка.
3.3. Конкретные особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
3.4. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.
3.5. Все проекты объектов строительства на территориях природных парков, отводов земельных и водных участков согласовываются с государственными органами, в ведении которых они находятся, а также с другими государственными органами Республики Башкортостан в пределах их компетенции.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДНОГО ПАРКА
4.1. Обеспечение режима особой охраны природного парка осуществляется директором парка и его заместителями, охрана территории природного парка - его специальной службой.
4.2. К охране территории природного парка могут привлекаться общественные природоохранные организации.
4.3. На территории природного парка государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
4.4. Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования территорий природных парков, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
4.5. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды обеспечивает охрану территорий природных парков в соответствии с законодательством.
4.6. Директор природного парка, его заместители и работники службы охраны имеют право:
требовать от граждан и должностных лиц объяснений по поводу нарушения ими режима природного парка и природоохранного законодательства, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью;
посещать объекты, находящиеся на территории природного парка, для обеспечения режима его особой охраны;
направлять оперативную информацию о совершаемых нарушениях природоохранного законодательства в соответствующие органы государственной власти.
5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРИРОДНЫХ ПАРКАХ
5.1. Просветительская деятельность является неотъемлемой и обязательной частью деятельности природных парков. Научно-исследовательская работа проводится сторонними организациями на договорных отношениях.
5.2. Научно-исследовательская работа в природных парках должна быть направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, а также на оценку и прогноз экологического состояния в регионе.
5.3. Научно-исследовательская деятельность в природном парке проводится научно-исследовательскими и образовательными учреждениями соответствующего профиля по программам, согласованным с государственным органом, в ведении которого находится природный парк.
5.4. Для рассмотрения вопросов природоохранной, рекреационной, просветительской и иной деятельности в природных парках могут создаваться координационные советы.
Состав координационного совета утверждается государственным органом, в ведении которого находится природный парк. Деятельность координационного совета регламентируется положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится природный парк.
5.5. В природных парках формируются и находятся на хранении научные фонды.
5.6. Просветительская деятельность природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию специальных учебных центров, школьных лесничеств и детских экологических лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений, освещение деятельности природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
5.7. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, туристических баз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются в порядке, установленном законодательством.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР НА ТЕРРИТОРИЯХ
ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ
6.1. Государственный контроль и надзор за деятельностью природных парков и соблюдением режима их особой охраны осуществляются органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.";
3) приложение № 2 к указанному Постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение № 2
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет статус, режим особой охраны и порядок деятельности государственных природных заказников в Республике Башкортостан.
1.2. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
1.3. Для государственных природных заказников устанавливается регламентированное использование природных ресурсов, отдельных объектов природного комплекса, предусматриваемых в положении о каждом конкретном заказнике.
1.4. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков в соответствии с законодательством.
1.5. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное или республиканское значение.
1.6. Государственным природным заказником не может быть объявлен природный комплекс, находящийся на территории государственного природного заповедника, национальных и природных парков.
1.7. Управление государственными природными заказниками республиканского значения осуществляется государственными учреждениями, которые обеспечивают в заказнике соблюдение установленного режима, проведение мероприятий и организацию охраны.
2. ПРОФИЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
2.1. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов государственные природные заказники могут иметь различный профиль, а именно:
а) комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления как редких и исчезающих видов растений и животных, так и видов, ценных в хозяйственном, научном, культурном и ином отношении;
в) палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
г) гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения или восстановления водных объектов и экологических систем;
д) геологические, предназначенные для сохранения ценных комплексов и объектов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, геологических обнажений, уникальных выходов горных пород, примечательных форм рельефа и связанных с ним элементов ландшафта).
3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
3.1. Создание государственных природных заказников республиканского значения осуществляется постановлением Правительства Республики Башкортостан по представлению органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды в соответствии с порядком создания особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утверждаемым постановлением Правительства Республики Башкортостан.
3.2. Правительство Республики Башкортостан утверждает границы и режим особой охраны территории каждого государственного природного заказника республиканского значения.
3.3. Изменение границ, режима особой охраны и упразднение государственных природных заказников осуществляются в том же порядке, что и их создание.
4. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
4.1. На территории (акватории) государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям заказников, наносит вред или препятствует восстановлению природных комплексов и их компонентов, в том числе:
распашка земель;
сплошные рубки и другие виды рубок, заготовка живицы;
пастьба скота и сенокошение (кроме случаев, предусмотренных в положении о конкретном заказнике);
сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных и иных хозяйственно-ценных групп растений (кроме случаев, предусмотренных в положении о конкретном заказнике);
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочных изысканий, разработка полезных ископаемых, в том числе выемка гравийно-песчаных смесей из карьеров;
устройство стоянок для автотранспорта, судов и иных плавучих средств вне специально отведенных для этого мест;
устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок, лагерей и других форм отдыха населения за пределами установленных мест;
промысловая, спортивная и любительская охота, промысловый лов рыбы (допускается отстрел и отлов животных в научных целях, в том числе в целях регулирования численности, на основании специальных разрешений уполномоченных на то государственных органов Республики Башкортостан в области охраны окружающей природной среды); условия о возможности осуществления отдельных видов охоты на территории заказника определяются положением о конкретном заказнике;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, в том числе в охранной зоне заказника;
сплав леса;
взрывные работы;
любые иные формы хозяйственной деятельности, рекреационного и иного природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
4.2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, а также физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность согласно законодательству.
4.3. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
4.4. Вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории заказника, а также проекты развития населенных пунктов согласовываются с государственным учреждением, осуществляющим управление государственными природными заказниками.
5. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
5.1. Орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды обеспечивает охрану территорий государственных природных заказников в соответствии с законодательством.
5.2. Особенности режима охраны территории конкретного государственного природного заказника республиканского значения определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ
6.1. На территории государственного природного заказника государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования территорий государственных природных заказников, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".";
4) приложение № 3 к указанному Постановлению изложить в следующей редакции:
"Приложение № 3
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет статус, порядок объявления, использования и режим особой охраны памятников природы в Республике Башкортостан.
1.2. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы и их компоненты, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
1.3. Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.
1.4. Территории и объекты памятников природы в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых объектов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального или республиканского значения.
1.5. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли или водных объектах создаются охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
1.6. Памятники природы и их охранные зоны (при их наличии) обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
1.7. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, национальных, природных парков и их охранных зон, государственных природных заказников.
2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
2.1. Памятниками природы могут быть объявлены территории и водные объекты, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и пр.), не отнесенные к памятникам истории и культуры;
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких, исчезающих и занесенных в Красную книгу Республики Башкортостан видов растений и животных;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, возрасту, генетическим качествам, строению насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
водные объекты, регулирующие гидрологический режим территории и водных источников;
уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, скалы, ущелья, каньоны, группы пещер и др.);
геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с ярко выраженными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких и особо ценных скоплений ископаемых флоры и фауны;
уникальные участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды и береговые объекты (дюны, косы, перешейки, полуострова, бухты, лагуны, мысы и т.п.);
природные гидроминеральные комплексы;
термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и растения причудливых форм, имеющие историко-мемориальное значение, единичные экземпляры экзотов и реликтов, родники, водопады, истоки рек, скалы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
2.2. По своим природным свойствам различают памятники природы следующих профилей: биологические (ботанические, дендрологические, зоологические), геологические (геоморфологические, минералогические, палеонтологические), гидрологические, комплексные (ландшафтные).
3. ПОРЯДОК ОБЪЯВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ОБЪЕКТОВ
ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ
3.1. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями республиканского значения осуществляется Правительством Республики Башкортостан на основании проведенного комплексного экологического обследования (в том числе инвентаризации) данных объектов и после согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а также после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы регионального уровня материалов комплексных экологических обследований.
3.2. Правительство Республики Башкортостан утверждает границы и режим особой охраны территории каждого памятника природы республиканского значения, а также определяет юридическое или физическое лицо, на которое возлагаются обязанности по обеспечению этого режима.
3.3. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемом по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы (приложение № 1 к настоящему Положению).
3.4. Специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды на каждый памятник природы оформляется паспорт, утверждаемый в установленном порядке.
3.5. Копии паспортов памятников природы и охранных обязательств (приложение № 2 к настоящему Положению) должны храниться собственниками, владельцами, пользователя и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона (при ее наличии), физическими или юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного для него режима охраны памятника природы, в соответствующих органах местного самоуправления и специально уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды.
3.6. Все памятники природы и их охранные зоны (при их наличии) в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
3.7. Изменение границ, режима особой охраны территорий и упразднение памятников природы осуществляются в том же порядке, что и их создание.
Правительством Республики Башкортостан принимается соответствующее решение об упразднении памятника природы в случае утраты его значимости в результате стихийных бедствий и иных факторов, основанное на результатах комплексного экологического обследования памятника природы (в том числе инвентаризации) и положительном заключении государственной экологической экспертизы регионального уровня материалов экологических обследований (или инвентаризации).
4. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
4.1. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая любое нарушение сохранности памятников природы.
Данные об особенностях режима охраны памятника природы вносятся в его паспорт и охранное обязательство.
4.2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, которые официально оформляются в виде охранного обязательства.
4.3. Расходы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы республиканского значения возмещаются за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также внебюджетных фондов.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
5.1. Использование памятников природы допускается в следующих целях:
научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, съемка видеофильмов, фотографирование в целях выпуска полиграфической продукции);
эколого-воспитательных (организация при памятниках природы детских экологических лагерей, работа разнообразных детских организаций по охране и очистке памятников и пр.);
рекреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);
иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.
5.2. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.
5.3. Использование конкретного памятника природы в тех или иных целях должно согласовываться с органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, осуществляющим контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
6.1. Государственный учет и инвентаризация памятников природы осуществляются органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды.
Выявление новых природных комплексов и объектов в целях их последующего объявления памятниками природы может осуществляться органами местного самоуправления, научными, общественными и другими заинтересованными организациями.
6.2. В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов или объектов до объявления их памятниками природы природоохранные контролирующие органы в установленном порядке приостанавливают действия, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов или объектов.
7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ
7.1. На территории памятника природы государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
Права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования памятников природы, определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Приложение № 1
к Положению о памятниках природы
в Республике Башкортостан
Утверждаю
Министр
природопользования
и экологии
Республики Башкортостан
_________________________
(подпись)
_________________________
(расшифровка подписи)
" " ___________ _____ г.
М.П.
ПАСПОРТ
памятника природы Республики Башкортостан
Место для карты-схемы памятника природы с указанием его границ
ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению паспорта памятника природы
Республики Башкортостан
Паспорт заполняется представителем органа, ведущего учет памятников природы и контролирующего соблюдение установленных для них режима охраны, и направляется:
организации(-ям), осуществляющей(-им) охрану памятника природы;
в орган местной власти;
в орган, ведущий учет памятников природы.
Паспорт должен быть заполнен на компьютере.
Карта-схема памятника природы выполняется с использованием карты крупного масштаба, позволяющей ясно представить площадь, границы и местонахождение памятника природы.
Фотографии памятника природы должны быть цветными, размером не менее чем 9 x 12 см.
В случае, если памятник природы имеет значительную площадь, необходимо сфотографировать его наиболее ценные участки или отдельные объекты (части).
Паспорт должен быть оформлен не позднее чем в месячный срок после принятия постановления (решения) об объявлении природного объекта памятником природы.
___________________________________________________________________________
(наименование памятника природы)
___________________________________________________________________________
(№ и дата постановления (решения) и наименование органа)
___________________________________________________________________________
расположен на землях _____________________________________________________,
(землевладелец)
занимает _________________________________________________________________,
(площадь памятника и площадь охранной зоны (при наличии)
(кв. м, га))
взят на учет ______________________________________________________________
(наименование органа, ведущего учет памятников природы)
Краткое описание памятника природы, месторасположение (для памятников
кластерного типа приводятся сведения об особо охраняемой природной
территории в целом и о каждом участке в отдельности), назначение, описание
границ памятника природы и его охранной зоны (при ее наличии), указание
координат, профиля, числа отдельно расположенных, не граничащих друг с
другом участков (кластеров) на территории (при их наличии):
___________________________________________________________________________
Перечень мер, необходимых для сохранения памятника природы
(режим особой охраны): ____________________________________________________
Установленный режим охранной зоны памятников природы (при
наличии) __________________________________________________________________
Допустимые виды использования памятника
природы ___________________________________________________________________
Наименование предприятия (организации, учреждения), взявшего на
себя обязательство по охране памятника природы
___________________________________________________________________________
Паспорт составлен: ________________________________________ ___________
(должность, фамилия, имя, отчество специалиста)
(подпись)
М.П.
"____" _____________ _______ г.
Регистрационный N
Паспорт направлен:.
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________
Адрес (местонахождение): ______________________________________________
(республика, район, населенный пункт)
Место для фотографий памятника природы
Приложение № 2
к Положению о памятниках природы
в Республике Башкортостан
ОХРАННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
на памятник природы Республики Башкортостан
___________________________________________________________________________
(наименование организации(-ий), взявшей(-их) на себя обязательство
по охране памятника природы)
в лице ___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, должность)
действующего на основании _________________________________________________
и именуемого в дальнейшем Охраняющий, берет на себя следующие
обязательства по охране памятника природы: _______________________________,
(наименование памятника природы)
расположенного в _________________________________________________________:
(наименование района, местоположения)
обеспечить выполнение указанного в паспорте памятника природы перечня
мер, необходимых для сохранения памятника природы;
своевременно принимать меры по пресечению нарушений режима охраны
памятника природы, а также по устранению их последствий для приведения
памятника природы в надлежащее состояние;
немедленно извещать соответствующую администрацию района, Правительство
Республики Башкортостан или специально уполномоченный орган Республики
Башкортостан в области охраны окружающей среды о нарушении указанного
режима.
Адрес Охраняющего _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность представителя
Охраняющего)
___________________________________________________________________________
(наименование и адрес вышестоящего органа Охраняющего)
________________________________________
(подпись руководителя организации)
М.П.
"____" ____________________ 20___ г.";
5) дополнить приложением № 4 следующего содержания:
"Приложение № 4
к Постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. № 48
ПОРЯДОК
создания особо охраняемых природных территорий
республиканского значения
1. Решения о создании особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) республиканского значения принимаются с учетом:
значения соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения, и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, и среды их обитания;
наличия в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
наличия в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
наличия в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. Инициатором создания ООПТ республиканского значения могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также физические лица.
3. Инициатор создания ООПТ может предпринимать необходимые меры по проведению комплексного экологического обследования территории, подготовке материалов комплексного ее обследования, подтверждающих наличие уникальных природных комплексов и объектов, и представлению данных (материалов) на государственную экологическую экспертизу.
4. Подготовка решения о создании ООПТ осуществляется в следующем порядке:
проведение комплексного экологического обследования территории (в том числе по результатам инвентаризации), которой предполагается придать статус ООПТ;
подготовка научного обоснования особой природоохранной, эколого-познавательской и рекреационной ценности обследованной территории для создания ООПТ;
подготовка пояснительной записки о необходимых затратах на создание ООПТ, в том числе на компенсацию затрат, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности;
подготовка картографических материалов проектируемой ООПТ (при необходимости) и ее функциональных зон;
подготовка проекта положения об ООПТ (для природных парков и государственных природных заказников) и согласование его с заинтересованными органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, землепользователями и землевладельцами;
представление материалов комплексного экологического обследования (в том числе инвентаризации) на государственную экологическую экспертизу регионального уровня;
подготовка проекта решения об образовании ООПТ.
5. Если инициатором создания ООПТ выступают органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также физические лица, то материалы комплексного обследования территории, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, вносятся инициатором создания ООПТ в орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды для согласования и внесения в Правительство Республики Башкортостан.
6. Изменение границ и режима особой охраны ООПТ, их упразднение осуществляются в том же порядке, что и их создание.
Правительством Республики Башкортостан принимается соответствующее решение, основанное на результатах комплексного экологического обследования ООПТ (в том числе инвентаризации), обосновывающего придание этим территориям правового статуса ООПТ регионального значения, утрату значимости ООПТ, в том числе в результате стихийных бедствий и иных факторов.
Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится:
в отношении материалов комплексного экологического обследования (инвентаризации) участков территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
в случае внесения изменений в документацию, на которую имеется ранее полученное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
7. Решение о создании ООПТ республиканского значения и об изменении режима их особой охраны принимает Правительство Республики Башкортостан по представлению органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды по согласованию с:
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
8. Материалы, обосновывающие необходимость создания ООПТ, представляют собой результат обобщения сведений, полученных в ходе:
проведенных комплексных экологических исследований (в том числе инвентаризации) для выявления уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, ландшафтов, объектов растительного и животного мира, требующих специальных мер охраны;
анализа данных, представленных в литературных и иных источниках.
Инициаторы создания ООПТ и разработчики материалов эколого-экономического обоснования предусматривают меры по:
сохранению биологического, ландшафтного разнообразия и достопримечательных природных образований на территории республики;
стабилизации и повышению численности редких видов флоры и фауны;
осуществлению мониторинга состояния охраняемых объектов и комплексов.
9. В составе документов, обосновывающих создание ООПТ республиканского значения, в орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды представляются материалы научного эколого-экономического обоснования, которые должны содержать:
а) физико-географическое описание местоположения участка и его размещение в системе административного деления муниципального района:
природно-экологическую и социально-экономическую характеристики территории;
комплексную оценку территории;
обоснование особой природоохранной, эколого-познавательной и рекреационной ценности обследованной территории для создания ООПТ;
площадь создаваемой ООПТ;
описание и обоснование границ и охранных зон (при их необходимости) с краткой характеристикой земель;
функциональное зонирование территории (при его необходимости) и режим природопользования;
состав необходимых мероприятий по охране, использованию и воспроизводству биологических ресурсов;
перечень земельных участков с указанием категории и площади;
перечень землевладельцев и землепользователей земельных участков;
предложения по регулированию природопользования на землях других землепользователей;
предложения по режиму охраны и использованию ООПТ;
предложения по управлению территорией и порядку финансирования;
возможные альтернативные пути сохранения природных ресурсов и ценных объектов территории;
общие выводы и предложения по статусу территории;
проект положения создаваемой ООПТ (для природных парков и заказников);
б) картографические материалы: карто-схемы создаваемой ООПТ и ее охранных и функциональных зон с указанием категорий земель, границ ООПТ, точек поворота и земельных участков землевладельцев и землепользователей; в случае необходимости другие тематические карты, иллюстрирующие сведения, представленные в описательной части эколого-экономического обоснования.
10. Материалы, представляемые в Правительство Республики Башкортостан для принятия решения о создании ООПТ республиканского значения, включают:
проект решения о создании ООПТ республиканского значения;
пояснительную записку к проекту решения;
ходатайство о переводе земельных участков из состава земель соответствующих категорий в земли ООПТ в связи с созданием ООПТ республиканского значения (при необходимости такого перевода);
материалы комплексного экологического обследования территории (в том числе инвентаризации);
материалы научного эколого-экономического обоснования создания ООПТ (для природных парков и государственных природных заказников);
положительное заключение государственной экологической экспертизы, полученное в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экологической экспертизы;
проект положения об ООПТ (для природных парков и государственных природных заказников);
материалы, согласованные с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, землепользователями и землевладельцами;
картографические материалы.".
------------------------------------------------------------------