Приказ Управления РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов от 05.08.2014 N 209 "Об утверждении Порядка работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов"



Зарегистрировано в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 22 августа 2014 г. № 5081
-----------------------------------------------------------------------------

УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ И ВЕДЕНИЮ РЕГИСТРОВ
ПРАВОВЫХ АКТОВ

ПРИКАЗ
от 5 августа 2014 г. № 209

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 22 декабря 2008 года № 83-з "О республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов" приказываю:
1. Утвердить:
Порядок работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов (приложение № 1);
Образец экспертного заключения Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов на муниципальный нормативный правовой акт на несоответствие федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования (приложение № 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить за заместителя начальника Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов Галямова З.М.

Начальник
Управления
Н.М.ГАЛЕЕВА





Приложение № 1
к Приказу Управления
Республики Башкортостан по
организации деятельности
мировых судей и ведению
регистров правовых актов
от 5 августа 2014 г. № 209

ПОРЯДОК
РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Настоящий Порядок работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок) разработан в целях организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 22 декабря 2008 года № 83-з "О республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 года № 119 "О порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов".

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Республиканский регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее - республиканский регистр муниципальных актов) организует и ведет отдел правовой экспертизы и ведения республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов (далее - отдел регистра).
Положение об отделе регистра и должностные регламенты сотрудников отдела регистра утверждаются приказом Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов (далее - Управление).
2. Республиканский регистр муниципальных актов ведется в целях обеспечения соответствия муниципальных нормативных правовых актов (далее - муниципальный акт) Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан и законодательству Республики Башкортостан, систематизации и учета муниципальных актов, обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о муниципальных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими лицами, общественными объединениями и гражданами.
3. Принципами ведения республиканского регистра муниципальных актов являются актуальность, полнота, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в республиканском регистре муниципальных актов.
4. Республиканский регистр муниципальных актов является составной частью федерального регистра, ведется в электронном виде на русском языке.
5. Методико-правовое обеспечение ведения республиканского регистра муниципальных актов осуществляет отдел регистра.
Информационно-технологическое обеспечение ведения республиканского регистра муниципальных актов осуществляют Научный центр правовой информатизации Министерства юстиции Российской Федерации (далее - НЦПИ) и отдел информационно-технического обеспечения Управления.

II. ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ РЕГИСТРЕ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ

6. В республиканский регистр муниципальных актов включаются:
1) муниципальные акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан) (далее - муниципальный акт), включая:
реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа или должностного лица, дата принятия (подписания) акта, его номер и наименование);
реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа);
тексты как опубликованных (обнародованных), так и неопубликованных (необнародованных) муниципальных актов и дополнительных сведений;
сведения об источнике и дате официального опубликования (обнародования) муниципальных актов;
номера и даты государственной регистрации муниципальных актов Управлением;
2) соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и сотрудничестве между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Башкортостан, если они носят нормативный характер, включая приложения к ним;
3) муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) муниципальный акт в целом (новая редакция) или его часть;
4) муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта;
5) муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие информацию об изменении реквизитов муниципального акта;
6) изменения и дополнения, вносимые в соглашения, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, включая приложения к ним.
7. К дополнительным сведениям о муниципальных актах, подлежащих включению в республиканский регистр муниципальных актов, относятся:
1) экспертные заключения Управления на предмет соответствия муниципальных актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан и уставам муниципальных образований;
2) акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (представления, протесты и заявления в суд);
3) решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции, вынесенные в отношении муниципальных актов;
4) решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов, вынесенные в отношении муниципальных актов;
5) постановления и определения Конституционного Суда Республики Башкортостан по делам о проверке соответствия муниципальных актов Конституции Республики Башкортостан;
6) предписания антимонопольных органов;
7) предписания государственных органов по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
8) акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или закона Республики Башкортостан;
9) письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, государственных органов, органов местного самоуправления в отношении муниципальных актов.
8. Экспертное заключение Управления на муниципальный акт на предмет несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан и уставу муниципального образования (далее - экспертное заключение) включается в республиканский регистр муниципальных актов независимо от результата юридической экспертизы муниципального акта.
9. В республиканский регистр муниципальных актов включаются действующие муниципальные акты вне зависимости от срока их действия.
10. Муниципальные акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в республиканский регистр муниципальных актов.
11. Муниципальные акты, вносящие изменения (дополнения), приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившими силу), включаются в республиканский регистр муниципальных актов с присвоением самостоятельного номера государственной регистрации.
12. В республиканский регистр муниципальных актов включаются как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные акты.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ

13. В Управление муниципальные акты, дополнительные сведения о них поступают в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью, либо на бумажных носителях (в виде заверенных копий) с электронной копией, передаваемой на машиночитаемом носителе (диске, дискете, флеш-накопителе) или по каналам связи по электронной почте.
Включение муниципальных актов и дополнительных сведений о них в республиканский регистр муниципальных актов осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня их поступления в Управление.
Муниципальные акты, дополнительные сведения о них, признанные не подлежащими включению в республиканский регистр муниципальных актов, направляются органам (должностным лицам) местного самоуправления, их представившим.
При необходимости органам (должностным лицам) местного самоуправления направляются запросы о представлении муниципальных актов, дополнительных сведений о них, а также органам (должностным лицам) местного самоуправления оказывается консультативно-методическое содействие по вопросам представления муниципальных актов в республиканский регистр муниципальных актов.
14. Поступающие в Управление муниципальные акты, официальные издания (сведения об обнародовании) муниципальных актов и иные документы, являющиеся дополнительными сведениями, регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции и передаются сектором по работе с обращениями граждан и контролю за делопроизводством Управления для обработки и включения в республиканский регистр муниципальных актов отделу регистра.
Копии муниципальных актов на бумажном носителе направляются в одном экземпляре. Если муниципальный акт содержит один лист, то на лицевой стороне документа должен быть проставлен штамп "Копия верна" с подписью и расшифровкой подписи должностного лица, заверившего копию, датой заверения. Если муниципальный акт содержит более одного листа, то документ должен быть прошит, пронумерован и заверен на оборотной стороне последнего чистого листа надписью с указанием (цифрами и прописью) количества пронумерованных листов, подписанной ее составителем (с расшифровкой подписи, должности составителя и указанием даты проставления надписи) и скрепленной печатью органа местного самоуправления, направившего муниципальный акт.
15. Ведение республиканского регистра муниципальных актов включает в себя:
юридическую обработку муниципального акта;
формирование текстов муниципальных актов в электронном виде;
внесение реквизитов муниципального акта, заполнение полей карточек документа и формирование его регистрационного номера (формируется автоматически);
ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;
проведение юридической экспертизы муниципального акта;
обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;
поддержание базы данных республиканского регистра муниципальных актов в актуальном состоянии;
формирование интегрированной базы данных федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов;
предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;
режим защиты сведений, содержащихся в регистре.
16. Основой республиканского регистра муниципальных актов в электронном виде является автоматизированная подсистема Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ПСЕСИТО).
17. Республиканский регистр муниципальных актов обеспечивает поддержку единой ссылочной целостности актов, включая акты федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан. Взаимосвязь с актами, упоминаемыми в тексте муниципального акта, находящегося на юридической обработке, обеспечивается простановкой ссылок (действует в отношении муниципальных актов, уже введенных в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов или в республиканский регистр муниципальных актов, а также в отношении актов федерального регистра нормативных правовых актов Республики Башкортостан, банка данных федерального законодательства и государственного реестра уставов муниципальных образований).

IV. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ

18. При проведении юридической обработки муниципального акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с муниципальными актами, ранее включенными в республиканский регистр муниципальных актов, и принимается решение о необходимости его государственной регистрации и проведения юридической экспертизы.
Муниципальные акты подлежат включению в республиканский регистр муниципальных актов, если они носят нормативный характер. Также в республиканский регистр включаются муниципальные акты ненормативного характера, если они вносят изменения и дополнения в муниципальные акты, включенные в республиканский регистр.
Для решения вопроса, является ли муниципальный акт нормативным, следует использовать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Определить принадлежность муниципального акта к нормативно-правовому согласно пункту 9 указанного Постановления можно при наличии следующих существенных признаков нормативного правового акта:
издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом;
наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
19. Обязательному включению в республиканский регистр муниципальных актов подлежат муниципальные акты:
принятые на местном референдуме (сходе граждан);
главы муниципального образования;
представительного органа муниципального образования;
главы местной администрации;
иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Также подлежат включению в республиканский регистр муниципальных актов муниципальные акты, указанные в пункте 7 настоящего Порядка.
20. В республиканский регистр муниципальных актов не включаются:
В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:
о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;
о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;
о выделении, возврате бюджетных средств;
о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об оплате финансовых обязательств муниципального образования;
об установлении лимитов;
о выполнении функции муниципального заказчика;
о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.
В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности:
об условиях приватизации муниципального имущества;
о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;
о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;
о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;
о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;
об утверждении реестра муниципального имущества;
о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;
о принятии имущества в муниципальную собственность;
об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;
о безвозмездной передаче муниципального имущества;
о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;
о размещении муниципального заказа;
о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;
о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
В сфере земельных правоотношений:
об утверждении схемы расположения земельного участка;
об утверждении границ земельного участка;
о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;
о разделении (объединении) земельного участка;
о расторжении договора аренды земельного участка;
о прекращении права на земельный участок.
В сфере градостроительной политики и благоустройства:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
В сфере жилищных правоотношений:
о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);
о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;
о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;
об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;
об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);
о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;
о признании жилого помещения не пригодным для проживания;
о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);
о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;
о переводе жилых помещений в нежилые.
В сфере социальной политики:
об установлении опеки и попечительства;
о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;
о назначении опекунских пособий конкретным лицам;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;
о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;
о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;
о создании приемной семьи;
о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;
о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;
о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;
о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;
о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;
о награждении поощрительными грантами;
о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);
о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.
В сфере трудовых правоотношений:
об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;
о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;
о предоставлении отпусков конкретным лицам;
о командировании конкретного лица;
о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;
об установлении персональной надбавки;
об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;
о проведении аттестации;
о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;
об утверждении штатного расписания.
В сфере управления:
об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;
о плане работы органа местного самоуправления;
о персональном составе рабочих групп и комиссий;
об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;
о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);
о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;
о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;
об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
о разовых поручениях;
о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;
о созыве совещаний, конференций, съездов.
Также не включаются в регистр муниципальные акты:
отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
рекомендательного характера;
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
иные муниципальные акты ненормативного характера.
21. Муниципальные акты, которые утратили силу, подлежат постоянному хранению в составе республиканского регистра муниципальных актов в электронном виде.
22. В республиканский регистр муниципальных актов включаются как опубликованные, так и неопубликованные муниципальные акты.
23. Подлежащему включению в республиканский регистр муниципальных актов муниципальному акту присваивается номер государственной регистрации.
24. Датой государственной регистрации муниципального акта является дата внесения его в республиканский регистр муниципальных актов.
Дата государственной регистрации муниципального акта записывается арабскими цифрами, обозначающими день, месяц и год.
25. При внесении муниципального акта в республиканский регистр муниципальных актов он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.
При ведении регистра обеспечиваются классификация и поиск муниципальных актов по соответствующим территориям муниципальных образований Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

V. ВНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В БАЗУ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ АКТОВ

26. В базу данных республиканского регистра муниципальных актов в электронном виде включаются тексты и реквизиты муниципального акта и значение полей карточек документа, тексты и реквизиты дополнительных сведений.
27. Формирование текстов муниципальных актов и текстов дополнительных сведений в электронном виде и заполнение полей карточек документа осуществляются в соответствии с инструкцией пользователя ПСЕСИТО.
28. Реквизитами муниципального акта являются: вид акта, наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок.
Заполнение графы "вид акта" производится путем внесения официального наименования вида муниципального акта без указания наименования муниципального образования и органа, его принявшего, и отнесения его, если это возможно, к одной из следующих категорий справочника:
"постановление";
"распоряжение";
"решение";
"приказ".
При внесении в республиканский регистр муниципальных актов соглашения о межмуниципальном сотрудничестве и сотрудничестве между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Башкортостан в качестве категории указывается "соглашение".
Заполнение графы "Наименование органа, принявшего (издавшего) акт" производится путем внесения полного официального наименования органа в именительном падеже и обязательного его отнесения к одной из следующих категорий справочника:
"представительный орган муниципального образования";
"глава муниципального образования";
"местная администрация";
"иной орган местного самоуправления и должностное лицо местного самоуправления".
В случае принятия муниципального акта на референдуме (сходе граждан) вносится запись "принят на референдуме (сходе граждан)" с отнесением к категории "референдум (сход граждан)".
29. Датой принятия муниципального нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления считается дата его подписания главой муниципального образования и присвоения ему номера.
Датой принятия иного муниципального акта представительного органа местного самоуправления считается дата его подписания руководителем указанного органа.
Датой принятия муниципального акта главы муниципального образования считается дата его подписания.
Датой принятия муниципального акта местной администрацией считается дата его подписания руководителем указанного органа.
В случае, если акт принят (подписан) совместно несколькими органами, то указываются даты принятия (подписания) и присвоения номера всеми руководителями (либо лицами, их замещающими) соответствующих органов.
Дата принятия (подписания) муниципального акта указывается арабскими цифрами и включает день, месяц и год.
Номером муниципального акта считается номер, присваиваемый муниципальному акту органом, принявшим и (или) подписавшим акт.
Номер муниципального акта указывается в точном соответствии с номером, проставленным в самом акте, и может содержать цифровые и буквенные символы.
30. В карточке действующего муниципального акта в графе "статус правового акта" указывается: "действующий".
Если муниципальный акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, а также в случае признания муниципального акта Конституционным Судом Республики Башкортостан неконституционным или судом общей юрисдикции либо арбитражным судом недействующим, в его карточке соответственно указывается: "недействующий".
Также статус "недействующий" указывается в карточке муниципального акта, срок действия которого истек.
В случае приостановления действия муниципального акта уполномоченным органом Российской Федерации, Правительством Республики Башкортостан или органом, должностным лицом местного самоуправления, его принявшим, в карточке указывается: "действие приостановлено".
В случае, если муниципальный акт принят, но в тексте имеется указание на вступление в силу по истечении определенного срока после официального опубликования (обнародования) или на дату вступления в силу, а также в случае, если представлены сведения о том, что муниципальный акт не был опубликован (обнародован), в карточке указывается: "не вступил в силу".
31. В графу "Соответствие федеральному, законодательству Республики Башкортостан" карточки муниципального акта вносится одна из следующих записей: "соответствует федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования", "не соответствует федеральному законодательству", "не соответствует законодательству Республики Башкортостан", "не соответствует уставу муниципального образования", "выявлено несоответствие федеральному законодательству", "выявлено несоответствие законодательству Республики Башкортостан", "выявлено несоответствие уставу муниципального образования", "не требует юридической экспертизы", "муниципальный акт на юридической экспертизе", "юридическая экспертиза не проводилась".
Запись "соответствует федеральному законодательству, соответствует законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования" вносится в случаях, если все включенные в республиканский регистр муниципальных актов дополнительные сведения свидетельствуют об отсутствии в муниципальном акте противоречий федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования.
Запись "не соответствует федеральному законодательству", "не соответствует законодательству Республики Башкортостан", "не соответствует уставу муниципального образования" вносится в случае, если муниципальный акт признан таковым решением суда. Если о наличии в муниципальном акте противоречий федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в карточке документа указывается: "выявлено несоответствие федеральному законодательству", "выявлено несоответствие законодательству Республики Башкортостан", "выявлено несоответствие уставу муниципального образования".
Запись "не требует юридической экспертизы" вносится при заполнении карточки на акт, вносящий в муниципальный акт изменения ненормативного характера и не устанавливающий новых норм права, а также на акты, которые после внесения в них изменений утратили нормативность.
Присвоение данной записи возможно также в случае, когда муниципальный акт утратил силу до проведения (окончания проведения) правовой экспертизы.
Запись "правовой акт на юридической экспертизе" вносится в случаях, если сведения о проведении юридической экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии акта федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан и уставу муниципального образования.
Запись "самостоятельной юридической экспертизе не подлежит" вносится в случаях, если муниципальный акт вносит в муниципальный акт изменения нормативного характера и не устанавливает новых норм права.
Если юридическая экспертиза муниципального акта не проводилась, в регистре содержится запись "юридическая экспертиза не проводилась".
32. Датой поступления муниципального акта в Управление является дата регистрации муниципального акта в общем порядке в журнале учета входящей корреспонденции.
33. Муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившим силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.
При обработке муниципального акта, изменяющего (дополняющего) основной (первоначальный) муниципальный акт, кроме формирования текста и реквизитов данного акта вносятся соответствующие изменения в текст и реквизиты основного (первоначального) акта и создается новая редакция основного документа.
34. Наименование источника официального опубликования муниципального акта указывается полностью в именительном падеже. Также указываются дата издания, номер выпуска и статьи, а при отсутствии статей - номер страницы выпуска, с которой начинается текст муниципального акта.
В случае поступления нескольких источников официального опубликования указываются все имеющиеся источники официального опубликования, в том числе на государственном языке Республики Башкортостан.
35. Реквизитами дополнительных сведений являются их вид, дата, номер, заголовок (если он имеется) и наименование соответствующего органа.
Дополнительные сведения включаются в республиканский регистр муниципальных актов, как правило, со следующими записями:
"экспертное заключение Управления Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов";
"документ о прекращении (приостановлении) действия соглашения";
"постановление (определение) Конституционного Суда Республики Башкортостан";
"постановление (решение, определение) суда общей юрисдикции";
"решение (постановление) арбитражного суда";
"протест прокурора";
"представление прокурора";
"заявление прокурора в суд";
"определение антимонопольного органа";
"предписание антимонопольного органа";
"предписание государственного органа";
"письма и иная информация".
36. Заголовки муниципального акта и дополнительных сведений указываются полностью в именительном падеже. При отсутствии заголовка указывается основная тема документа.

VI. ПРОВЕДЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

37. Юридическую экспертизу в Управлении проводит отдел регистра.
При необходимости к проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие структурные подразделения центрального аппарата Управления.
В отдельных наиболее сложных случаях в установленном порядке либо по согласованию к проведению юридической экспертизы могут привлекаться научные и иные организации.

VII. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

38. Юридическая экспертиза проводится в течение 30 рабочих дней со дня поступления муниципального акта в Управление. При необходимости этот срок может быть продлен Начальником Управления, но не более чем на 45 рабочих дней.

VIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


37. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, полномочий органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Конституции Республики Башкортостан, законодательства Республики Башкортостан, устава муниципального образования. Рекомендуется также оценить соответствие муниципального акта требованиям юридической техники (в том числе проверить наличие необходимых реквизитов).
39. Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов, муниципальных актов о внесении изменений в муниципальные акты и не устанавливающих новых норм права, а также муниципальных актов, срок действия которых истек на момент проведения экспертизы.
40. Повторную юридическую экспертизу рекомендуется проводить в следующих случаях:
принят новый нормативный правовой акт Российской федерации, Республики Башкортостан или внесены изменения (дополнения) в устав муниципального образования;
есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие федеральному законодательству, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования, и экспертное заключение должно быть изменено.
40. При поступлении муниципального акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, рекомендуется проводить юридическую экспертизу измененного (дополненного) муниципального акта и составлять экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный акт.
Если муниципальный акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных актов, возможно составление экспертного заключения на муниципальный акт о внесении изменений (дополнений).
41. При проведении юридической экспертизы муниципальных актов, признающих утратившими силу другие муниципальные акты, рекомендуется оценивать полномочия органа, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены муниципального акта.
42. Юридическая экспертиза муниципального акта, принятого совместно органами местного самоуправления нескольких муниципальных образований, проводится по тому муниципальному образованию, который указан первым в числе подписавших акт.
43. Цели, задачи и предмет правового регулирования акта рекомендуется проанализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, Республики Башкортостан, полномочиям органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, вопросам местного значения, переданных государственных полномочий, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 71, 72, 73, 76), федеральными законами и Конституцией Республики Башкортостан.
При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере рекомендуется выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, рекомендуется установить, во исполнение или в соответствии с каким нормативным правовым актом Российской Федерации, Республики Башкортостан принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Конституции Республики Башкортостан, законодательстве Республики Башкортостан, уставе муниципального образования. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только федеральное законодательство и законодательство Республики Башкортостан, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Башкортостан, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти. Следует также учесть все изменения (дополнения), внесенные в федеральное законодательство и законодательство Республики Башкортостан.
Особого внимания требует оценка полномочий органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления на принятие муниципального акта. Основные полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Кроме того, целый ряд федеральных законов, законов Республики Башкортостан также содержит соответствующие положения, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления (Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие).
Анализ конкретных правовых норм является наиболее сложным этапом проведения юридической экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений муниципального акта и норм законодательства. Рекомендуется изучить смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. В некоторых случаях рекомендуется рассмотреть несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).
При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае рекомендуется руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
44. В ряде случаев проведение юридической экспертизы связано с изучением порядка принятия муниципальных актов, предусмотренного законодательством.
45. В ходе юридической экспертизы рекомендуется оценить также соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального акта, т.е. наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Как правило, муниципальный акт имеет следующие реквизиты:
форма муниципального акта;
наименование органа, принявшего муниципальный акт (в целях определения полномочий данного органа);
название муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) вступления в силу.
46. При оценке юридических терминов рекомендуется проанализировать следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в законодательстве.
47. Для повышения эффективности работы по проведению юридической экспертизы желательно проведение регулярного анализа выявляемых нарушений федерального законодательства, законодательства Республики Башкортостан, допускаемых при принятии правовых актов, с целью определения наиболее типичных.
Рекомендуется анализировать опыт проведения юридической экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, другими органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с использованием Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
48. Несоответствие муниципальных актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан законодательству Республики Башкортостан может проявляться в следующем:
принятие органами местного самоуправления муниципальных актов и норм вне вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16 Федерального закона;
принятие органами местного самоуправления муниципальных актов и норм с превышением полномочий, предусмотренных законодательством;
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного правового акта;
неправильный выбор правового акта, примененного при принятии муниципального акта;
нарушение порядка принятия муниципального акта;
иные признаки.

IX. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

49. В случае выявления по результатам юридической экспертизы муниципального акта его несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования составляется экспертное заключение по форме согласно приложению № 2 к настоящему Приказу.
Экспертное заключение должно быть оформлено на бланке Управления и подписано начальником Управления.
50. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты муниципального акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае, если проводится юридическая экспертиза муниципального акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех муниципальных актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);
основания рассмотрения муниципального акта (принятие нового муниципального акта, внесение в него изменений (дополнений), принятие нового федерального закона или закона Республики Башкортостан, поручение Правительства Республики Башкортостан, а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в муниципальном акте противоречие федеральному и законодательству Республики Башкортостан и другие);
предмет правового регулирования в соответствии с классификатором муниципальных нормативных правовых актов и его соответствие вопросам местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16 Федерального закона;
состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального и республиканского законодательства, на соответствие которым рассматривался муниципальный акт), необходимость и достаточность муниципального акта для урегулирования общественных отношений;
оценка полномочий органа местного самоуправления, принявшего муниципальный акт, должностного лица местного самоуправления, издавшего муниципальный акт;
соответствие содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования;
соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
51. При формулировании замечаний к муниципальному акту их рекомендуется увязывать с конкретным основанием рассмотрения муниципального акта.
52. При составлении заключения о несоответствии муниципального акта федеральному и (или) республиканскому законодательству рекомендуется наиболее точно описать конкретные нормы рассматриваемого муниципального акта, противоречащие положениям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования. При этом не всегда целесообразно переписывать (воспроизводить) нормы муниципального акта, достаточно изложить именно ту его часть, которая содержит несоответствия.
При описании норм муниципального акта рекомендуется указывать:
1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования, а также его содержание;
2) нарушенные положения федерального, республиканского законодательства, устава муниципального образования (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) и изложение их содержания.
53. Не рекомендуется ограничиваться указанием одних лишь номеров рассматриваемых положений нормативных актов, например: "пункт 5 статьи 4 Решения Совета противоречит статье 25 Федерального закона".
54. При составлении заключения по результатам повторной юридической экспертизы указываются только те положения, которые изменяются или дополняются.
55. Экспертное заключение о несоответствии муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования подписывается начальником Управления либо лицом, его замещающим. По решению Начальника Управления право подписывать экспертное заключение может быть предоставлено заместителю начальника Управления, курирующему деятельность отдела правовой экспертизы и ведения республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов.
56. В случае, если по результатам юридической экспертизы муниципального акта не выявлено положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования, экспертное заключение не составляется, а в информационной базе данных республиканского регистра муниципальных актов указывается его соответствие законодательству.

X. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИВЕДЕНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АКТА В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

57. При выявлении в муниципальном акте положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования, отдел регистра в течение 10 рабочих дней направляет копию муниципального акта и экспертное заключение в Правительство Республики Башкортостан, а также направляет для сведения экспертное заключение в орган (должностному лицу) местного самоуправления, принявший муниципальный акт.





Приложение № 2
к Приказу Управления
Республики Башкортостан
по организации деятельности
мировых судей и ведению
регистров правовых актов
от 5 августа 2014 г. № 209

ОБРАЗЕЦ
экспертного заключения Управления Республики Башкортостан
по организации деятельности мировых судей и ведению
регистров правовых актов на муниципальный нормативный
правовой акт на несоответствие федеральному
законодательству, законодательству Республики Башкортостан,
уставу муниципального образования

"НГР _________________

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на муниципальный нормативный правовой акт
(указывается вид акта; наименование органа местного
самоуправления, принявшего муниципальный нормативный
правовой акт или должностного лица местного самоуправления,
издавшего муниципальный нормативный правовой акт;
дата принятия)

Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов на основании Положения "Об Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 47, провело юридическую экспертизу (повторную юридическую экспертизу) муниципального нормативного правового акта (указывается вид акта, наименование органа местного самоуправления, принявшего муниципальный нормативный правовой акт, или должностного лица местного самоуправления, издавшего муниципальный нормативный правовой акт, дата принятия).
Основанием проведения юридической экспертизы является его принятие (внесение изменений в муниципальный нормативный правовой акт/изменение федерального или республиканского законодательства/принятие нового нормативного правового акта Российской Федерации, Республики Башкортостан).
В результате проведения юридической экспертизы (повторной юридической экспертизы) установлено следующее:
Предметом правового регулирования исследуемого нормативного акта являются правоотношения (указывается вид правоотношений).
Как раскрывается данный предмет правового регулирования в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан. Описывается конкретные статьи.
Нормативное регулирование в рассматриваемой сфере правоотношений осуществляется (указываются виды, в обязательном порядке включаются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отраслевые федеральные законы, законы Республики Башкортостан, подзаконные акты Российской Федерации и Республики Башкортостан по предмету регулирования рассматриваемых правоотношений, Устав муниципального образования).
Соответствие предмета регулирования муниципального акта полномочиям органа местного самоуправления.
Анализ содержания муниципального акта на предмет соответствия (несоответствия) Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Башкортостан, законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования.
Достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений.
Исследуется содержание и форма муниципального правового акта на предмет соответствия/не соответствия правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован/обнародован (указывается источник опубликования, место обнародования, номер и дата или время)

Заключение: выявлено несоответствие муниципального нормативного правового акта (указывается полностью вид акта, его наименование, наименование органа местного самоуправления, принявшего муниципальный нормативный правовой акт, или должностного лица местного самоуправления, издавшего муниципальный нормативный правовой акт, дата принятия) федеральному законодательству (законодательству Республики Башкортостан, уставу муниципального образования) в части (указывается основание), правилам юридической техники.

Начальник Управления Ф.И.О.


Исполнитель Ф.И.О.
№ тел.".


------------------------------------------------------------------