Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2014 по делу N А07-7143/2013 <О признании недействующим решения Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 07.06.2012 N 3-4/53 "О внесении изменений в решение Совета городского округа г. Салават от 10.11.2011 N 2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки за 2012 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу № А07-7143/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2014
Полный текст решения изготовлен 05.03.2014
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице председательствующего судьи Юсеевой И.Р., судей Кузнецова Д.П., Харисова А.Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валишиной Э.В., рассмотрев дело по заявлению
ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ", г.Салават (ОГРН: 1070277006480)
к Совету ГО г.Салават РБ, г.Салават, (ОГРН 1050203409486)
третьи лица: Правительство Республики Башкортостан, г.Уфа (ИНН 0274033209), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан г.Уфа (ОГРН 1020202552920), Комитет по управлению собственностью МЗИО РБ по г.Салават (ОГРН 1020201998090), Финансовое управление Администрации ГО г.Салават (ОГРН 111266001317) о признании недействующим решения
При участии в судебном заседании представителей заявителя Ивановой С.Р., доверенность от 1 февраля 2014 года, Горошко Н.В. , доверенность от 1 февраля 2014 года, Фонова С.В., доверенность от 1 февраля 2014 года, представителей заинтересованного лица Байгутлиной М., доверенность от 9 января 2014 года, Астаховой Т.Ю., доверенность от 25 февраля 2014 года.
Третьи лица извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Салаватская ТЭЦ" / далее - заявитель, ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" / обратилось в Арбитражный суд с заявлением Совету городского округа город Салават / далее - заинтересованное лицо / о признании недействующим Решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 7 июня 2012 года 3-4-53 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават от 10 ноября 2011 года 4953 "Об арендной плате за земельные участки за 2012" дня его принятия.
В порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил заявленные требования и просил признать недействующим Решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 7 июня 2012 года № 3-4-53 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават от 10 ноября 2011 года № 2-/563 "Об арендной плате за земельные участки на 2012 год" к противоречащее ст.ст. 22, 65 Земельного кодекса РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства РФ 6 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Дело рассмотрено по уточненным требованиям.
Совет ГО г.Салават в отзыве заявленные требования считает необоснованными, указав, что принимая оспариваемое решение, а именно устанавливая ставку арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка для промышленных предприятий, действовал в рамках действующего законодательства. Заинтересованное лицо указывает, что при определении размера арендной платы орган местного самоуправления в целях недопущения снижения поступлений доходов в бюджет РБ и местный бюджет по сравнению с предыдущим годом вправе применять ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, отличные от установленных постановлением Правительства РБ от 22.12.2009 № 480. Также Совет ГО г.Салават отмечает, что при принятии нормативных правовых актов особое внимание уделяет вопросу законности, все решения проходят предварительную правовую оценку. По мнению заинтересованного лица, оспариваемое решение принято в соответствии с Уставом ГО г.Салават, регламентом Совета ГО г.Салават на основании финансово-экономического обоснования, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
КУС МЗИО РБ по г.Салават РБ в отзыве заявление ООО "НСТЭЦ" считает необоснованным, указав, что при установлении ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере 1,7 Советом ГО г.Салават был учтен объективный критерий, не зависящий как от воли арендодателя, так и арендатора и исключающий возможность неравного положения лиц, вступающих в арендные отношения в качестве арендаторов, считает, что в экспертном заключении ООО "Аудит-безопасность" требования, установленные ФСО № 4 не были соблюдены. Считает, что при составлении экспертного заключения допущены существенные нарушения.
Финансовое управление Администрации ГО г.Салават в отзыве считает заявленные требования ООО "НСТЭЦ" необоснованными, указав, что при рассмотрении вопроса по установлению ставки арендной платы за земли от кадастровой стоимости по виду функционального использования земель "Промышленные предприятия" с июня 2012 года в Совет ГО г.Салават РБ было предоставлено заключение и пояснение с рекомендациями по установлению указанной ставки арендной платы в размере 1,7% от кадастровой стоимости земель "Промышленные предприятия". Данные рекомендации были основаны на действующих нормах законодательства, понесенных потерях бюджета городского округа в 2012 году финансовому году, на индексах потребительских цен на все товары и платные услуги по РБ с 2008 года по 2012 год. Считает, что принцип экономической обоснованности Советом соблюден, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему.
10 ноября 2011 года между КУС МЗИО РБ по г.Салават (арендодатель) и ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка 3112-11-57зем от 10.11.2011 (л.д.25-28), по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 384726,00 кв.м., в том числе: с кадастровым номером 02:59:010101:3752 площадью 355068,00 кв.м., 02:59:010101:3753 площадью 7502,00 кв.м., 02:59:010101:167 площадью 20980.00 кв.м., 02:59:0101016169 площадью 605,00 кв.м., 02:59:010101:170 площадью 571.00 кв.м., находящиеся по адресу: Республика Башкортостан, г.Салават-6 для ведения производственной деятельности (п.1.1 договора).
Согласно п.2.1 договора срок договора участка установлен с 28.06.2011 по 27.06.2060.
Сумма арендной платы за 2011 год составляет 3639855,68 руб. (п.3.1 договора).
В соответствии в п.3.2 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями в срок до 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
Расчет арендной платы определен в Приложении № 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
Решением Совета ГО г.Салават РБ от 10 ноября 2011 года № 2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки на 2012 год" на 2012 год утверждены ставки арендной платы на землю в процентах от кадастровой стоимости земельных участков по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Салават РБ и земель до разграничения государственной собственности на земли.
Согласно Приложению № 2 к Решению № 2-49/563 для земель промышленных предприятий, в том числе земельных участков заявителя, была установлена ставка в размере 1,1 Согласно Приложению № 2 к Решению № 2-49/563 для земель промышленных предприятий, в том числе земельных участков заявителя, была установлена ставка в размере 1,15.
Решением Совета ГО г.Салават РБ от 07 июня 2012 года № 3-4-53 "О внесении изменений в решение Совета ГО г.Салават Республики Башкортостан от 10.11.2011 N2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки на 2012 год" ставка для земель промышленных предприятий была увеличена до 1,7.
Решение Совета ГО г.Салават № 3-4-53 опубликовано в газете "Выбор" № 86 от 14 июня 2012 года и вступило в законную силу с момента опубликования.
Заявитель, полагая, что указанное решение противоречит ст. ст.ст. 22, 65 Земельного кодекса РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", постановлению Правительства РФ 6 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", обратился в суд с данным заявлением.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе касающиеся оспаривания нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 58 указано, что, в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должно быть указано на то, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и законных интересов заявителя, либо какие обязанности, по его мнению, на него незаконно возлагаются оспариваемым актом, либо в чем состоят иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Заявителем оспаривается обозначенное решение Совета ГО г.Салават на предмет его экономической обоснованности.
В обоснование оспариваемого решения Советом ГО г.Салават представлено финансово-экономическое обоснование на двух страницах / л.д.85,86 т.1/
Из этого обоснования к проекту решения Совета ГО г.Салават РБ "О внесении изменений в решение Совета ГО г.Салават РБ от 10.11.11 № 2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки на 2012 год" (л.д.85-86 т.1) следует, что в доходах бюджета ГО г. Салават РБ на 2012 год по земельному налогу было предусмотрено, в том числе поступление от одного из крупнейших плательщиков ОАО "Газпром нефтехим Салават" в сумме 290,9 млн. руб. С 01 января 2012 года ОАО "Газпром нефтехим Салават" было переоформлено право постоянно (бессрочного) пользования на земельные участки на право аренды. Согласно бюджетному законодательству 20% от уплаты арендной платы за земельные участки государственная собственность, на которые не разграничена, зачисляется в доход Республики Башкортостан, что привело к образованию потерь бюджета ГО г.Салават РБ в сумме 111,5 млн.руб. с целью выхода из сложившейся ситуации, поступило предложение установить ставку арендной палаты в размере 1,7 % от кадастровой стоимости земель по виду функционального использования "Промышленные предприятия" при действующей в размере 1,15%.
Статьей 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и(или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Таким образом, законодатель установил исключительный порядок 1 определения арендной платы именно за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленный данной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Согласно абзацу 10 пункта 1.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности РБ, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" в редакции Постановления Правительства РБ от 11.04.2012 № 100, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2012 года, органы местного самоуправления вправе
устанавливать ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан), позволяющие не допустить снижения поступлений доходов по арендной плате за земельные участки в бюджет Республики Башкортостан и местные бюджеты по сравнению с предыдущим годом.
По определению суда по ходатайству заявителя была назначена судебно-экономическая экспертиза, производство которой было поручено ООО "Аудит-безопасность" в лице эксперта Кузнецовой Надежды Константиновны. Перед экспертом был поставлен следующий вопрос:
Является ли экономически обоснованной ставка для земель промышленных предприятий в размере 1,7, установленная Решением Совета ГО г.Салават РБ от 07.06.2012 № 3-4-53 "О внесении изменений в решение Совета ГО г.Салават от 10.11.11 № 2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки на 2012 год".
В экспертном заключении от 1 ноября 2013 года (л.д.73 т.2) экспертом Кузнецовой Н.К. сделан вывод об отсутствии экономической обоснованности установления арендной ставки для земель промышленных предприятий в размере 1,7, установленной Решением Совета ГО г.Салават РБ от 07.06.2012 № 3-4-53 "О внесении изменений в решение Совета ГО г.Салават РБ от 10.11.11 "2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки на 2012 год". Небольшой экономический рост и небольшая инфляция определяет стабильность экономической ситуации по Республике Башкортостан и ГО г.Салават. Арендная плата устанавливается с соответствии с доходностью земельного участка с учетом категории земель и разрешенного использования земельного участка. При расчете кадастровой стоимости земельного участка также учитывается экономическая ситуация рынка продаж земельных участков с учетом категории земель и его разрешенного использования. Учет индекса цен и инфляции при расчете арендной ставки ведет к двойному учету показателей / индекса цен и инфляции /. Резкое изменение отдельных статей себестоимости для градообразующего предприятия приведет в ее увеличению, и как следствие, ухудшению социального положения. В заключении указано, что экономическая ситуация рынка продаж недвижимости (в т.ч. земельные участки) не ухудшалась, категории земель и вид разрешенного использования земельных участков не изменялись, поэтому установление арендной ставки в размере 1,7 необоснованно.
Повышение арендной ставки для одного из крупнейших налогоплательщиков ГО г.Салават противоречит принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
Из объяснений эксперта следует, что Советом ГО г.Салават по запросу эксперта не была предоставлена документация по обоснованию и установлению арендной ставки
Финансово-экономическое обоснование, представленное заинтересованным лицом без анализов и расчетов фактически является констатацией факта снижения поступлений в бюджет и предложение по решению этого вопроса, то есть является пояснительной запиской, не содержащих объективных данных. Это обоснование сделано для другого юридического лица.
Факт снижения поступлений в бюджет относится к субъективно характеристике финансового положения лица, а не является объективным фактором, учитываемым при определении рыночной стоимости или экономической обоснованности ставки арендной для земель промышленных предприятий.
Заинтересованным лицом не представлены доказательства анализа влияния повышения ставки на себестоимость предприятий, а в дальнейшем на цены производителей, и как следствие, на уровень инфляции в регионе.
Доказательства экономической обоснованности установленной арендной ставки Советом ГО г.Салават суду не представлены. Ходатайство о проведении повторной экспертизы не заявлено.
В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Определением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2004 года № 209-О установлено, что земельный налог, по аналогии и арендная плата, не должны устанавливаться произвольно, без анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.
Оспариваемый нормативный акт является произвольным и не основан на анализе оценочных характеристик, определяющих доходность земельного участка.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что обозначенный выше нормативный акт не затрагивает экономические интересы заявителя, поскольку вид разрешенного использования земельного участка в договоре аренды земельного участка указан иной, суд считает необоснованными.
Советом ГО г.Салават ставка арендной платы 1,7 установлена для промышленных предприятий по виду функционального использования земельного участка и применяется арендатором при расчете арендной платы для заявителя.
Заявленные требования ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ" подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заинтересованное лицо в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ", г.Салават (ОГРН: 1070277006480) удовлетворить.
Признать решение Совета ГО г.Салават РБ от 07 июня 2012 года № 3.4.53 "О внесении изменений в решение Совета ГО г.Салават от 10.11.2011 N2-49/563 "Об арендной плате за земельные участки за 2012 год" не соответствующим ст.ст. 22, 65 Земельного кодекса РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" и не действующим полностью.
Взыскать с Совета ГО г.Салават РБ, г.Салават, (ОГРН 1050203409486) в пользу ООО "Ново-Салаватская ТЭЦ", г.Салават (ОГРН: 1070277006480) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Представительствующий судья
И.Р.ЮСЕЕВА

Судьи
А.Ф.ХАРИСОВ
Д.П.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------