Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 10.04.2014 N 74-О "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Егорова Глеба Викторовича о проверке конституционности части 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. № 74-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНИНА
ЕГОРОВА ГЛЕБА ВИКТОРОВИЧА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ОБ ОХОТЕ И
О СОХРАНЕНИИ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи В.М.Крылова, судей Р.Р.Каримовой, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Егоров Г.В. оспаривает конституционность части 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 14 июля 2010 года № 295-з "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан", устанавливающей, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий Республики Башкортостан, соответственно не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий в каждом муниципальном образовании, на территории которого расположено общедоступное охотничье угодье, согласно утвержденной схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан.
По его мнению, из данного законоположения следует, что на территории каждого муниципального образования Республики Башкортостан должно быть не менее двадцати процентов общедоступных охотничьих угодий; иное понимание данной нормы противоречит принципам равенства административно-территориальных единиц республики, перечисленных в статье 64 Конституции Республики Башкортостан.
2. Земля и другие природные ресурсы используются и защищаются в Республике Башкортостан как основа жизни и деятельности ее многонационального народа. Порядок управления и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, находящимися в соответствии с федеральным законом и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан в государственной собственности Республики Башкортостан, регулируется законом Республики Башкортостан (статья 9 Конституции Республики Башкортостан).
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "в" и "д" части 1, Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона).
В Республике Башкортостан по данным вопросам принят Закон Республики Башкортостан "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан".
3. Согласно Федеральному закону "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) добыча охотничьих ресурсов представляет собой отлов или отстрел охотничьих ресурсов, то есть объектов животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты (пункты 1 и 4 статьи 1). Охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (часть 2 статьи 7). Подобная классификация обусловлена как субъектным составом, так и целями осуществления охотничьей деятельности. На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 1256-О).
Часть 3 статьи 7 Федерального закона устанавливает, что общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.
Данное законоположение воспроизведено в оспариваемой заявителем части 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан". При этом республиканский законодатель конкретизировал его и распространил на муниципальные образования. В соответствии с данной нормой в Республике Башкортостан общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов не только от общей площади всех охотничьих угодий республики, но и не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий в каждом муниципальном образовании, на территории которого расположено общедоступное охотничье угодье, согласно утвержденной схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан.
4. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. В ней определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов. К схеме прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий. При ее составлении границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также при составлении схемы обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (части 3 - 7 статьи 39 Федерального закона).
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, согласно части 8 статьи 39 Федерального закона, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В этой связи статьей 9 (часть 4) Закона Республики Башкортостан "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан" утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан отнесено к полномочиям Президента Республики Башкортостан.
Как видно из представленных материалов, работа по подготовке схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан в настоящее время не завершена. Кроме того, в Республике Башкортостан существуют карты-схемы охотничьих угодий республики с указанием условных границ охотничьих угодий охотпользователей, на территории которых необходимо иметь договор (путевку) при проведении охоты, и охотничьих угодий общего пользования, где охота может производиться без путевки. Однако данные карты-схемы носят исключительно информационный характер.
5. Как показывает анализ, оспариваемое заявителем законоположение не устанавливает фиксированный размер закрепленных и общедоступных охотничьих угодий для каждого муниципального образования, а предусматривает лишь соотношение указанных видов охотничьих угодий, обеспечивая тем самым баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека в обществе в целом, и служит гарантией соблюдения и защиты экологических прав граждан. В этом выражается сформулированный Конституционным Судом Российской Федерации в качестве одного из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов (Постановление от 28 июня 2012 года № 1256-О).
Установление законодателем единых для муниципальных образований Республики Башкортостан норм соотношения закрепленных и общедоступных охотничьих угодий, учитывая их природные особенности, не нарушает правового статуса муниципальных образований, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", решение данного вопроса в полномочия муниципальных органов не входит.
В статье 64 Конституции Республики Башкортостан, на которую ссылается заявитель, приведены административно-территориальные единицы, входящие в состав Республики Башкортостан: районы; составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам; города республиканского значения. Являясь муниципальными образованиями, они имеют статус либо муниципального района, либо городского округа (статья 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Оспариваемое заявителем законоположение распространяется на те из перечисленных муниципальных образований, в которых имеются соответствующие категории охотничьих угодий.
Таким образом, из изложенного следует, что положение части 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан" основано на федеральных требованиях, принято республиканским законодателем в развитие федеральных норм с учетом природных условий Республики Башкортостан, обеспечивает гражданам, проживающим в Республике Башкортостан, доступность к охотничьим ресурсам, направлено на реализацию права каждого на пользование природными ресурсами, а именно - права на добычу охотничьих ресурсов.
По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Башкортостан является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемой заявителем нормы неопределенность отсутствует, его обращение как не отвечающее критерию допустимости, не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Егорова Г.В., поскольку оно не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------