Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 75-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан на нарушение конституционных прав статьей 1 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в связи с совершенствованием правового регулирования порядка опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. № 75-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЕГИОНАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИИ - ПАРТИЯ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ" В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 1 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЯЗИ
С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА
ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи В.М.Крылова, судей Р.Р.Каримовой, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В конституционной жалобе Региональное отделение политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан просит признать неконституционным пункт 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 января 2012 года № 493-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в связи с совершенствованием правового регулирования порядка опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан". Данной нормой внесены изменения в часть 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан", в соответствии с которыми официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан признано размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
По мнению заявителя, введение в действие данной нормы в условиях отсутствия у основной части населения доступа к электронным средствам массовой информации и недостаточного уровня компьютеризации является преждевременным и влечет нарушение конституционных прав граждан, гарантированных статьей 19 Конституции Республики Башкортостан.
В жалобе также указывается, что Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, принимая оспариваемый Закон, нарушило требование пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающее злоупотребление правом.
2. Конституция Российской Федерации (статья 15, часть 3) и Конституция Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 14) предусматривают, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 9 Закона Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30 января 2012 года № 493-з) официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru); "Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru) является сетевым изданием, функционирование которого обеспечивает уполномоченный орган, определяемый Президентом Республики Башкортостан.
2.1. Согласно части первой статьи 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Проверяя конституционность данной нормы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что включение в перечень официальных изданий соответствующего интернет-портала, обусловленное объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях, позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними в целях их обнародования в контексте требования статей 15 (часть 3), 71 (пункт "к"), 84 (пункт "д"), 106 (пункт "г"), 107 и 108 Конституции Российской Федерации с использованием новых информационных технологий (Постановление от 27 марта 2012 года № 8-П).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Республики Башкортостан, сформулированной в Определении от 2 октября 2013 года № 73-О, "законодатель Республики Башкортостан, признав в качестве официального опубликования закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан", использовал аналогию Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Из изложенного следует, что оспариваемое законоположение, принятое в рамках дискреционных полномочий Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, в современных условиях не препятствует ознакомлению с содержанием нормативного правового акта неопределенного круга лиц, права, свободы и законные интересы которых он затрагивает.
2.2. Использование современных возможностей информационного пространства, наряду с традиционными способами доведения до общего сведения нормативных правовых актов, признается законным и практикой судов общей юрисдикции. Так, Верховный Суд Российской Федерации Решением от 14 июня 2013 года признал довод заявителя о нарушении порядка официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта необоснованным, а Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года № 130 - доведенным до всеобщего сведения и действующим, указав, что официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и что полный текст Постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации vvww.pravo.gov.ru., а возможность ознакомиться с содержанием Постановления обеспечена также посредством размещения его в правовых информационных системах "Гарант" и "Консультант Плюс".
Таким образом, в связи с отсутствием неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемое заявителем законоположение, жалоба Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства.
3. Требование заявителя о проверке соответствия положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации действия Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по принятию оспариваемого Закона Республики Башкортостан не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку разрешение данного вопроса не входит в его полномочия, установленные статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение признается допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в нем вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. № 75-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЕГИОНАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИИ - ПАРТИЯ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ" В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 1 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЯЗИ
С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА
ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи В.М.Крылова, судей Р.Р.Каримовой, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи В.М.Крылова, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В конституционной жалобе Региональное отделение политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан просит признать неконституционным пункт 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 30 января 2012 года № 493-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в связи с совершенствованием правового регулирования порядка опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан". Данной нормой внесены изменения в часть 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан", в соответствии с которыми официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан признано размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
По мнению заявителя, введение в действие данной нормы в условиях отсутствия у основной части населения доступа к электронным средствам массовой информации и недостаточного уровня компьютеризации является преждевременным и влечет нарушение конституционных прав граждан, гарантированных статьей 19 Конституции Республики Башкортостан.
В жалобе также указывается, что Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, принимая оспариваемый Закон, нарушило требование пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающее злоупотребление правом.
2. Конституция Российской Федерации (статья 15, часть 3) и Конституция Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 14) предусматривают, что законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 9 Закона Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 30 января 2012 года № 493-з) официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru); "Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru) является сетевым изданием, функционирование которого обеспечивает уполномоченный орган, определяемый Президентом Республики Башкортостан.
2.1. Согласно части первой статьи 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Проверяя конституционность данной нормы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что включение в перечень официальных изданий соответствующего интернет-портала, обусловленное объективным изменением структуры информационного пространства в современных условиях, позволяет осуществлять функцию всеобщего оповещения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними в целях их обнародования в контексте требования статей 15 (часть 3), 71 (пункт "к"), 84 (пункт "д"), 106 (пункт "г"), 107 и 108 Конституции Российской Федерации с использованием новых информационных технологий (Постановление от 27 марта 2012 года № 8-П).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Республики Башкортостан, сформулированной в Определении от 2 октября 2013 года № 73-О, "законодатель Республики Башкортостан, признав в качестве официального опубликования закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан", использовал аналогию Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Из изложенного следует, что оспариваемое законоположение, принятое в рамках дискреционных полномочий Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, в современных условиях не препятствует ознакомлению с содержанием нормативного правового акта неопределенного круга лиц, права, свободы и законные интересы которых он затрагивает.
2.2. Использование современных возможностей информационного пространства, наряду с традиционными способами доведения до общего сведения нормативных правовых актов, признается законным и практикой судов общей юрисдикции. Так, Верховный Суд Российской Федерации Решением от 14 июня 2013 года признал довод заявителя о нарушении порядка официального опубликования оспариваемого нормативного правового акта необоснованным, а Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года № 130 - доведенным до всеобщего сведения и действующим, указав, что официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и что полный текст Постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации vvww.pravo.gov.ru., а возможность ознакомиться с содержанием Постановления обеспечена также посредством размещения его в правовых информационных системах "Гарант" и "Консультант Плюс".
Таким образом, в связи с отсутствием неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемое заявителем законоположение, жалоба Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства.
3. Требование заявителя о проверке соответствия положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации действия Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по принятию оспариваемого Закона Республики Башкортостан не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку разрешение данного вопроса не входит в его полномочия, установленные статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение признается допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в нем вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------