Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 по делу N 3-33/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 части 1 статьи 6 Закона РБ от 03.07.2012 N 549-з "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу № 3-33/2014
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Гарафутдиновой А.Ю.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Крупновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гирфанова М.А. о признании несоответствующим закону и недействующим пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан",
установил:
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" установлено, что возврат задержанного транспортного средства владельцу производится на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке.
Гирфанов М.А. обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы недействующей, считает, что в этой части правового регулирования имеется явное противоречие со статьями 1.5, 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статье 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", т.к. оказание услуг без согласия потребителя недопустимо, статьям 10, 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции". В обоснование своего требования заявитель указал, что взимание расходов за задержание транспортного средства до вступления в силу постановления об административном правонарушении нарушает презумпцию невиновности, его право на обжалование постановления. В результате применения вышеуказанной нормы Закона Республики Башкортостан на него неправомерно была возложена обязанность оплатить расходы на эвакуатор и хранению на специализированной стоянке транспортного средства.
В судебном заседании Гирфанов М.А. просил об удовлетворении заявления.
Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Ахметова Ю.Ф., представитель Президента Республики Башкортостан Гадилов М.В. заявленные требования считают необоснованными, просили в удовлетворении заявления отказать, поскольку Закон Республики Башкортостан был принят во исполнение части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречий федеральному законодательству в оспариваемой статье 6 Закона № 549-з "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" не усматривается.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Административное и административно-процессуальное законодательство на федеральном уровне урегулировано Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях включено административное задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (пункт 7 части 1 статья 27.1 КоАП РФ).
По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 КоАП РФ, основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса.
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет (в ред. Федеральных законов от 02.04.2012 года № 31-ФЗ, от 07.05.2013 года № 98-ФЗ, от 02.11.2013 года № 285-ФЗ).
В силу части 1 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных данным Кодексом, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протокол (части 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 27.13 КоАП РФ).
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства, возмещаются лицом, обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протокол (части 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 27.13 КоАП РФ).
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (п.п. 10, 11 ст. 27.13 КоАП РФ).
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 КоАП РФ).
Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задержанное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
В силу части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат транспортных средств.
Во исполнение вышеуказанной нормы федерального законодательства был принят Закон Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан". В пункте 1 части 1 статьи 6 вышеуказанного Закона РБ установлено, что возврат задержанного транспортного средства владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения задержанным транспортным средством, осуществляется уполномоченной организацией на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Из анализа оспариваемой нормы усматривается, что основанием для возврата транспортного средства являются два обстоятельства: оплата расходов на задержание и отпадение причины задержания, устранение которой возможно и до разрешения вопроса о виновности лица, совершившего правонарушение.
Данные требования Закона РБ полностью согласуются с приведенными выше положениями части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми задержание транспортного средства продолжается до устранения вызвавших его причин.
Само по себе предусмотренное Законом Республики Башкортостан условие возврата задержанного транспортного средства не может рассматриваться как снижающее уровень правовой защиты заявителя в сфере законодательства об административных правонарушениях, так как возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, федеральным законодателем не исключается.
Установление и взимание платы за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, являются лишь средством покрытия расходов, непосредственно связанных с оказанием данной услуги, и не может по существу рассматриваться в качестве административного наказания.
Относительно доводов заявителя о якобы допущенных при этом нарушениях положений Закона РФ "О защите прав потребителей", Федерального закона "О противодействии коррупции" следует признать их ошибочными, так как оспариваемый им нормативно-правовой акт не имеет непосредственного отношения к указанным правоотношениям. Исходя из смысла части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" хранение транспортного средства на специализированной стоянке до устранения причины задержания относится к мерам обеспечения в связи с производством по делу об административном правонарушении, и не регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Таким образом, пункт 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" не противоречит федеральному законодательству, законодатель субъекта, устанавливая порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, действовал правомерно, компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях не превысил.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования; законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В Республике Башкортостан процедура принятия, обнародования и вступления в силу законов Республики Башкортостан установлена Конституцией Республики Башкортостан, Законом РБ от 11 мая 1995 года № 1-з (ред. от 30 января 2012 года) "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан".
Согласно статьям 66, 76 Конституции РБ высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.
Принятый закон Республики Башкортостан направляется в семидневный срок для обнародования Президенту Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней обнародует закон Республики Башкортостан, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклоняет его (статья 78 Конституции РБ).
Согласно части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона РБ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" законы РБ подлежат официальному опубликованию не позднее семи дней после их подписания Президентом Республики Башкортостан. Официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Закон № 549-з "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан", отдельные положения которого оспариваются Гирфановым М.А., принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 28 июня 2012 года и 3 июля 2012 года подписан Президентом Республики Башкортостан.
Текст Закона РБ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 23 июля 2012 года, № 21 (387), а также на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, 4 июля 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Закон РБ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в пределах компетенции, с учетом правил опубликования. Пункт 1 части 1 статьи 6 вышеуказанного Закона Республики Башкортостан не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
в удовлетворении заявления Гирфанова М.А. о признании несоответствующим закону и недействующим пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА
------------------------------------------------------------------
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу № 3-33/2014
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Гарафутдиновой А.Ю.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Крупновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гирфанова М.А. о признании несоответствующим закону и недействующим пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан",
установил:
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" установлено, что возврат задержанного транспортного средства владельцу производится на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с его перемещением и хранением на специализированной стоянке.
Гирфанов М.А. обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы недействующей, считает, что в этой части правового регулирования имеется явное противоречие со статьями 1.5, 30.1, 30.2, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статье 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", т.к. оказание услуг без согласия потребителя недопустимо, статьям 10, 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции". В обоснование своего требования заявитель указал, что взимание расходов за задержание транспортного средства до вступления в силу постановления об административном правонарушении нарушает презумпцию невиновности, его право на обжалование постановления. В результате применения вышеуказанной нормы Закона Республики Башкортостан на него неправомерно была возложена обязанность оплатить расходы на эвакуатор и хранению на специализированной стоянке транспортного средства.
В судебном заседании Гирфанов М.А. просил об удовлетворении заявления.
Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Ахметова Ю.Ф., представитель Президента Республики Башкортостан Гадилов М.В. заявленные требования считают необоснованными, просили в удовлетворении заявления отказать, поскольку Закон Республики Башкортостан был принят во исполнение части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречий федеральному законодательству в оспариваемой статье 6 Закона № 549-з "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" не усматривается.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Административное и административно-процессуальное законодательство на федеральном уровне урегулировано Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях включено административное задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (пункт 7 части 1 статья 27.1 КоАП РФ).
По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 КоАП РФ, основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса.
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет (в ред. Федеральных законов от 02.04.2012 года № 31-ФЗ, от 07.05.2013 года № 98-ФЗ, от 02.11.2013 года № 285-ФЗ).
В силу части 1 статьи 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных данным Кодексом, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протокол (части 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 27.13 КоАП РФ).
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного средства, возмещаются лицом, обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протокол (части 3, 4, 5, 6, 7, 8 статьи 27.13 КоАП РФ).
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (п.п. 10, 11 ст. 27.13 КоАП РФ).
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случая недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности), пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, расходы на перемещение и хранение транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (часть 12 статьи 27.13 КоАП РФ).
Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задержанное средство может быть возвращено при условии устранения причины задержания и оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
В силу части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях именно субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврат транспортных средств.
Во исполнение вышеуказанной нормы федерального законодательства был принят Закон Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан". В пункте 1 части 1 статьи 6 вышеуказанного Закона РБ установлено, что возврат задержанного транспортного средства владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения задержанным транспортным средством, осуществляется уполномоченной организацией на основании письменного разрешения уполномоченного должностного лица после оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Из анализа оспариваемой нормы усматривается, что основанием для возврата транспортного средства являются два обстоятельства: оплата расходов на задержание и отпадение причины задержания, устранение которой возможно и до разрешения вопроса о виновности лица, совершившего правонарушение.
Данные требования Закона РБ полностью согласуются с приведенными выше положениями части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми задержание транспортного средства продолжается до устранения вызвавших его причин.
Само по себе предусмотренное Законом Республики Башкортостан условие возврата задержанного транспортного средства не может рассматриваться как снижающее уровень правовой защиты заявителя в сфере законодательства об административных правонарушениях, так как возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, федеральным законодателем не исключается.
Установление и взимание платы за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства, являются лишь средством покрытия расходов, непосредственно связанных с оказанием данной услуги, и не может по существу рассматриваться в качестве административного наказания.
Относительно доводов заявителя о якобы допущенных при этом нарушениях положений Закона РФ "О защите прав потребителей", Федерального закона "О противодействии коррупции" следует признать их ошибочными, так как оспариваемый им нормативно-правовой акт не имеет непосредственного отношения к указанным правоотношениям. Исходя из смысла части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" хранение транспортного средства на специализированной стоянке до устранения причины задержания относится к мерам обеспечения в связи с производством по делу об административном правонарушении, и не регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Таким образом, пункт 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" не противоречит федеральному законодательству, законодатель субъекта, устанавливая порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, действовал правомерно, компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях не превысил.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования; законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В Республике Башкортостан процедура принятия, обнародования и вступления в силу законов Республики Башкортостан установлена Конституцией Республики Башкортостан, Законом РБ от 11 мая 1995 года № 1-з (ред. от 30 января 2012 года) "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан".
Согласно статьям 66, 76 Конституции РБ высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.
Принятый закон Республики Башкортостан направляется в семидневный срок для обнародования Президенту Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней обнародует закон Республики Башкортостан, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклоняет его (статья 78 Конституции РБ).
Согласно части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона РБ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" законы РБ подлежат официальному опубликованию не позднее семи дней после их подписания Президентом Республики Башкортостан. Официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Закон № 549-з "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан", отдельные положения которого оспариваются Гирфановым М.А., принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 28 июня 2012 года и 3 июля 2012 года подписан Президентом Республики Башкортостан.
Текст Закона РБ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 23 июля 2012 года, № 21 (387), а также на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, 4 июля 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Закон РБ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в пределах компетенции, с учетом правил опубликования. Пункт 1 части 1 статьи 6 вышеуказанного Закона Республики Башкортостан не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
в удовлетворении заявления Гирфанова М.А. о признании несоответствующим закону и недействующим пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств в Республике Башкортостан" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА
------------------------------------------------------------------