Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 08.05.2014 N 77-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдеевой Раиды Лутфулловны на нарушение конституционных прав отдельными положениями Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. № 77-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
АБДЕЕВОЙ РАИДЫ ЛУТФУЛЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О ВЕТЕРАНАХ ВОЙНЫ, ТРУДА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи В.М.Крылова, судей Р.Р.Каримовой, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданка Абдеева Р.Л. оспаривает конституционность положений законодательства Республики Башкортостан о ветеранах труда, в соответствии с которыми, как она считает, установленные в республике меры социальной поддержки для данной категории лиц распространяются только на территории Республики Башкортостан.
По мнению заявительницы, реализация указанных норм на практике ведет к невозможности получения ветеранами труда, проживающими на территории Республики Башкортостан, в случае выезда их за пределы республики мер социальной поддержки, установленных в Республике Башкортостан, а также предоставляемых в других субъектах Российской Федерации социальных льгот, что нарушает конституционные права этих граждан.
2. Семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды и пожилые граждане находятся под защитой Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть первая статьи 42 и часть первая статьи 45 Конституции Республики Башкортостан).
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1) социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 24 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3).
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).
В Республике Башкортостан вопросы социальной поддержки ветеранов труда урегулированы Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее - Закон Республики Башкортостан).
3. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Республики Башкортостан ветеранами труда в Республике Башкортостан являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда", "Ветеран труда Республики Башкортостан";
2) награжденные орденами и (или) медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
3) награжденные в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами либо удостоенные почетных званий Республики Башкортостан и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
4) имеющие "Вкладыш о праве на льготы в пенсионное удостоверение", выданный по 31 декабря 2004 года;
5) имеющие трудовой стаж, учитываемый в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", мужчины - не менее 40 лет, женщины - не менее 35 лет и достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, 60 и 55 лет соответственно.
Конституция Российской Федерации, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления, при выборе или изменении формы их предоставления, а также определении круга лиц, нуждающихся в такой поддержке (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 282-О, от 5 июля 2005 года № 246-О, от 1 декабря 2005 года № 462-О, от 1 февраля 2012 года № 59-О и др.).
Согласно Закону Республики Башкортостан социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг;
5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание;
6) социальное обслуживание;
7) дополнительные меры социальной поддержки, установленные нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (часть 1 статьи 13).
Указанные меры социальной поддержки распространяются на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Башкортостан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Башкортостан, относящихся к категориям ветеранов (часть 2 статьи 12 Закона Республики Башкортостан).
Аналогичный подход к определению круга ветеранов труда, для которых установлены меры социальной поддержки, используется и в других субъектах Российской Федерации. Так, согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 1 ноября 2008 года № 2560/532-IV-ОЗ "О ветеранах труда Оренбургской области" данный Закон распространяется только на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Оренбургской области.
Ограничение права на получение в Республике Башкортостан мер социальной поддержки фактом проживания гражданина, наделенного статусом ветерана труда, на территории республики обусловлено требованиями статей 28, 29, 30 и 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации об установлении и исполнении расходных обязательств публично-правовых образований, вытекающих из принципов бюджетной системы Российской Федерации. Так, принцип самостоятельности бюджетов, в частности, означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что распространение законоположений Республики Башкортостан, предусматривающих меры социальной поддержки ветеранов труда, на территорию других субъектов Российской Федерации, а также установление нормы о том, что ветераны труда, проживающие в Республике Башкортостан, за ее пределами пользуются мерами социальной поддержки, предусмотренными законодательством других субъектов Российской Федерации, как того требует заявительница, нарушило бы основные принципы бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего, принцип самостоятельности бюджета субъекта Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности оспариваемых заявительницей положений неопределенность отсутствует, ее обращение не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Абдеевой Р.Л., поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------