Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 23.05.2014 N 78-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Саитовой Р.Х., Сагитовой С.М. и Гизатуллиной С.Г. на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. № 78-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН
САИТОВОЙ Р.Х., САГИТОВОЙ С.М. И ГИЗАТУЛЛИНОЙ С.Г.
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОТДЕЛЬНЫМИ
ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О МЕСТНОМ
САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи В.М.Крылова, судей Р.Р.Каримовой, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Р.Р.Каримовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан граждане Саитова Рамиля Хамитьяновна, Сагитова Сания Муфазаловна и Гизатуллина Сайма Загитовна просят проверить конституционность абзацев первого и второго части 5 статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" в части, предусматривающей наделение уставом муниципального образования местной администрации муниципального района, руководимой ее главой по контракту, полномочиями по решению вопросов местного значения.
По их мнению, данные законоположения послужили основанием для принятия главой Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан постановлений от 3 августа 2010 года № 1400 "О реорганизации муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан" и от 15 апреля 2011 года № 683 "Об изменении вида и наименования филиалов муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан".
Заявители полагают, что такие вопросы местного значения как организация предоставления общего образования и создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района, в соответствии со статьей 110 Конституции Республики Башкортостан, вправе самостоятельно решать само население. Передача же этих вопросов исполнительным органам муниципальной власти нарушает конституционные права граждан на местное самоуправление.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно Конституции Республики Башкортостан местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Республики Башкортостан, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (части вторая и третья статьи 3, статьи 7, 110 и 111, часть вторая статьи 112).
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1, статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с вышеуказанными конституционными положениями Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разграничил полномочия в области местного самоуправления между Российской Федерацией и ее субъектами, отнеся к полномочиям федеральных органов государственной власти - определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых данным Федеральным законом, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления - правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных этим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статей 5 и 6).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечает, что общие принципы организации местного самоуправления относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и в силу статьи 76 (часть 2) устанавливаются федеральным законом, а более подробное регулирование осуществляется актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уставами и иными нормативными актами муниципальных образований. Это позволяет на региональном уровне детализировать федеральное регулирование в данной сфере, если тому не препятствуют Конституция Российской Федерации и федеральные законы (постановления от 30 ноября 2000 года № 15-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, Определение от 10 апреля 2002 года № 92-О).
В Республике Башкортостан правовое регулирование организации местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан и вышеприведенным Федеральным законом, иными федеральными законами осуществляет Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан".
2.2. В соответствии с положениями части 3 статьи 34 Федерального закона порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия определяются уставом муниципального образования. Законами же субъекта Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций устанавливаются наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона).
Так, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 1 и абзац первый части 2 статьи 37 Федерального закона).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования. Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (постановления от 2 апреля 2002 года № 7-П, от 29 марта 2011 года № 2-П и др.).
Руководствуясь конституционной нормой о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий (статья 7 Конституции Республики Башкортостан), а также основываясь на вышеприведенных федеральных законоположениях, республиканский законодатель текстуально воспроизвел норму части 1 и абзаца первого части 2 статьи 37 Федерального закона в абзацах первом и втором части 5 статьи 12 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан". Тем самым, оспариваемые положения Закона Республики Башкортостан носят вторичный характер и не устанавливают новое правовое регулирование, так как иное было бы нарушением конституционно-правового принципа самостоятельности местного самоуправления.
Поскольку разрешение поставленного заявителями вопроса о проверке конституционности указанных положений Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" фактически означало бы оценку федерального законодательства, жалоба в этой части не соответствует требованиям подведомственности, закрепленным статьей 3, пунктом "а" части первой статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
3. Обжалуемые заявителями постановления главы Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 3 августа 2010 года № 1400 "О реорганизации муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан" и от 15 апреля 2011 года № 683 "Об изменении вида и наименования филиалов муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждений муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан" в целях реализации плана мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных бюджетных учреждений и повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на образование, предусматривают осуществление деятельности по реорганизации общеобразовательных бюджетных учреждений с изменением их организационно-правовой формы, и по изменению вида и наименования филиалов общеобразовательных бюджетных учреждений района, с указанием ответственных исполнителей.
В соответствии с частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан и пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления.
Критерии нормативности правового акта сформулированы в законодательстве и судебной практике. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (статья 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 58-О, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, определения Конституционного Суда Республики Башкортостан от 29 октября 2009 года № 42-О, от 4 апреля 2013 года № 71-О, от 18 апреля 2014 года № 76-О и др.).
Вышеприведенные постановления главы Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан не отвечают признакам нормативности правового акта, поскольку не устанавливают правовые нормы (правила поведения общего характера) и действуют лишь в течение срока выполнения должностными лицами и соответствующими органами местного самоуправления организационно-распорядительных мероприятий по поставленным вопросам.
В связи с тем, что ненормативные правовые акты не являются предметом конституционного контроля, жалоба заявителей не может быть признана соответствующей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан (часть 1 статьи 42 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
4. В Республике Башкортостан гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 50 Конституции Республики Башкортостан).
Из представленных материалов видно, что жители села Аптраково муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан воспользовались конституционным правом на судебную защиту, обратившись в районный суд с исковым заявлением о признании вышеуказанных постановлений главы Администрации муниципального района Мелеузовский район незаконными.
При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Башкортостан воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это относится к компетенции других судов или иных органов (часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Саитовой Р.Х., Сагитовой С.М. и Гизатуллиной С.Г., поскольку она в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" не является допустимой, а разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Республики Башкортостан неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------