Постановление Правительства РБ от 26.12.2014 N 619 "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. № 619
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
В целях эффективного управления государственным долгом Республики Башкортостан и сохранения его объема на экономически безопасном уровне Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 26 декабря 2014 г. № 619
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2015 ГОД И
НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления долговой политики) разработаны в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р, и государственной программой "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года № 315 (с последующими изменениями).
Цель долговой политики - эффективное управление государственным долгом Республики Башкортостан и сохранение его объема на экономически безопасном уровне.
В трехлетней перспективе 2015 - 2017 годов приоритетами долговой политики Республики Башкортостан являются:
достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга;
минимизация стоимости заимствований;
поддержание кредитных рейтингов Республики Башкортостан на инвестиционном уровне, создание предпосылок для их повышения;
своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед кредиторами, в том числе перед федеральным бюджетом;
совершенствование процессов управления государственным долгом Республики Башкортостан, предоставления государственной гарантийной поддержки;
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере управления государственным долгом;
обеспечение информационной открытости долговой политики.
В целях реализации обозначенных приоритетных направлений долговой политики деятельность Правительства Республики Башкортостан будет предусматривать:
ведение мониторинга состояния государственного долга Республики Башкортостан;
планирование бюджетных ассигнований на исполнение долговых обязательств Республики Башкортостан;
погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Башкортостан своевременно и в полном объеме;
разработку программ государственных заимствований с учетом прогнозного состояния финансовых рынков и факторов, оказывающих влияние на реализацию государственной заемной политики;
определение параметров эмиссии государственных ценных бумаг и разработку эмиссионных документов;
анализ эффективности мер государственной гарантийной поддержки;
планирование бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий в объеме, достаточном для исполнения долговых обязательств Республики Башкортостан по предоставленным государственным гарантиям;
организацию ежегодных визитов международных рейтинговых агентств по вопросам, связанным с присвоением и поддержанием кредитных рейтингов Республики Башкортостан, обеспечение постоянного и эффективного взаимодействия с их представителями;
обеспечение раскрытия информации о состоянии государственного долга Республики Башкортостан в информационных ресурсах;
привлечение на конкурсной основе профессиональных участников финансовых рынков и консультантов для организации государственных облигационных займов;
обеспечение взаимодействия с представителями банковского сообщества, фондового рынка;
проведение конкурсных процедур для привлечения банковских кредитов в соответствии с программой государственных внутренних заимствований;
проведение взвешенной бюджетной политики, обеспечивающей оптимизацию расходов и сокращение дефицита бюджета Республики Башкортостан;
реализацию эффективной налоговой политики и комплекса мер по увеличению доходов бюджета Республики Башкортостан.
При этом планируются эффективная реализация мероприятий государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года № 315 (с последующими изменениями), достижение установленных целевых индикаторов.
В частности, долговая нагрузка на бюджет Республики Башкортостан сохранится на экономически безопасном уровне - в пределах 30 процентов к доходам бюджета Республики Башкортостан без учета безвозмездных поступлений, объем государственных заимствований не превысит суммарный объем дефицита бюджета Республики Башкортостан и объем погашения долга, своевременное исполнение обязательств по обслуживанию и погашению долга обеспечит отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам.
Данные показатели будут также обеспечены за счет реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан и плана мероприятий по сокращению государственного долга Республики Башкортостан, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2013 года № 62-р.
Кроме того, предусматривается безусловное выполнение условий реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Башкортостан в соответствии с Соглашением от 5 августа 2010 года № 01-01-06/06-278, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан, и Дополнительным соглашением от 21 декабря 2012 года № 2 к нему.
В предстоящий трехлетний период в структуре источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан доля заемных средств в 2015 году сократится до одной трети. С 2016 года заемные средства будут привлекаться исключительно в объемах погашения долга, соответственно дефицит бюджета Республики Башкортостан будет финансироваться за счет собственных источников.
С учетом планируемых заимствований к концу 2015 года объем государственного долга ожидается в пределах 30 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 18,5 процента, а с 2016 года планируется его постепенное сокращение, в том числе за счет уменьшения объема задолженности по государственным гарантиям.
Управление государственным долгом Республики Башкортостан на 2015 - 2017 годы будет строиться на следующих принципах:
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа исполнения бюджета Республики Башкортостан и с учетом оптимизации структуры государственного долга в сторону увеличения долгосрочных заимствований и минимизации расходов на их обслуживание;
диверсификация структуры государственного долга за счет использования различных видов долговых инструментов;
сглаживание пиков погашения долга, в том числе путем выстраивания графика равномерного погашения долговых обязательств, а также их досрочного погашения в случаях поступления дополнительных доходов в бюджет Республики Башкортостан и роста накопленных резервов;
установление моратория на предоставление государственных гарантий;
обеспечение поступления в запланированных объемах средств по источникам финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, от возврата бюджетных кредитов, ранее предоставленных из бюджета Республики Башкортостан;
проведение конкурсных процедур для привлечения банковских кредитов;
увеличение доли государственных ценных бумаг с длительными сроками обращения и амортизацией долга.
Основные направления долговой политики учитывают ужесточение требований федерального законодательства по предельному объему государственного долга и расходам на его обслуживание.
В связи с этим показатели долговой устойчивости Республики Башкортостан будут значительно ниже пороговых значений и останутся по-прежнему на безопасном уровне:
ПОКАЗАТЕЛИ
долговой устойчивости Республики Башкортостан
Наименование показателя
Годы
Пороговое значение, установленное НПА
2013
2014
2015
2016
2017
РБ
РФ
Государственный долг к ВРП, %
1
1
2
2
2
< 3
-
Государственный долг к доходам без учета безвозмездных поступлений, %
21
26
30
27
25
< = 30
< = 100
Доля расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, %
1
1
2
2
2
-
< = 15
При этом в предстоящий трехлетний период прогнозируется сохранение высоких темпов роста расходов на обслуживание государственного долга. Это обусловлено ростом объема государственного долга, усилением негативных тенденций на финансовых рынках, которые сложились в 2014 году, сжатием ликвидности и ростом конкуренции за финансовые ресурсы на рынках капитала, повышением процентных ставок.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры финансовых рынков в предстоящий период долговая политика будет направлена на обеспечение способности Республики Башкортостан осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных задач, и на условиях, приемлемых для республики как надежного заемщика. Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения бюджета Республики Башкортостан и конъюнктурой внутреннего рынка. Накопленный объем долговых обязательств будет находиться в пределах, обеспечивающих финансовую устойчивость и платежеспособность Республики Башкортостан.
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. № 619
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
В целях эффективного управления государственным долгом Республики Башкортостан и сохранения его объема на экономически безопасном уровне Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 26 декабря 2014 г. № 619
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2015 ГОД И
НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления долговой политики) разработаны в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р, и государственной программой "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года № 315 (с последующими изменениями).
Цель долговой политики - эффективное управление государственным долгом Республики Башкортостан и сохранение его объема на экономически безопасном уровне.
В трехлетней перспективе 2015 - 2017 годов приоритетами долговой политики Республики Башкортостан являются:
достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры государственного долга;
минимизация стоимости заимствований;
поддержание кредитных рейтингов Республики Башкортостан на инвестиционном уровне, создание предпосылок для их повышения;
своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед кредиторами, в том числе перед федеральным бюджетом;
совершенствование процессов управления государственным долгом Республики Башкортостан, предоставления государственной гарантийной поддержки;
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере управления государственным долгом;
обеспечение информационной открытости долговой политики.
В целях реализации обозначенных приоритетных направлений долговой политики деятельность Правительства Республики Башкортостан будет предусматривать:
ведение мониторинга состояния государственного долга Республики Башкортостан;
планирование бюджетных ассигнований на исполнение долговых обязательств Республики Башкортостан;
погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Башкортостан своевременно и в полном объеме;
разработку программ государственных заимствований с учетом прогнозного состояния финансовых рынков и факторов, оказывающих влияние на реализацию государственной заемной политики;
определение параметров эмиссии государственных ценных бумаг и разработку эмиссионных документов;
анализ эффективности мер государственной гарантийной поддержки;
планирование бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий в объеме, достаточном для исполнения долговых обязательств Республики Башкортостан по предоставленным государственным гарантиям;
организацию ежегодных визитов международных рейтинговых агентств по вопросам, связанным с присвоением и поддержанием кредитных рейтингов Республики Башкортостан, обеспечение постоянного и эффективного взаимодействия с их представителями;
обеспечение раскрытия информации о состоянии государственного долга Республики Башкортостан в информационных ресурсах;
привлечение на конкурсной основе профессиональных участников финансовых рынков и консультантов для организации государственных облигационных займов;
обеспечение взаимодействия с представителями банковского сообщества, фондового рынка;
проведение конкурсных процедур для привлечения банковских кредитов в соответствии с программой государственных внутренних заимствований;
проведение взвешенной бюджетной политики, обеспечивающей оптимизацию расходов и сокращение дефицита бюджета Республики Башкортостан;
реализацию эффективной налоговой политики и комплекса мер по увеличению доходов бюджета Республики Башкортостан.
При этом планируются эффективная реализация мероприятий государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 сентября 2012 года № 315 (с последующими изменениями), достижение установленных целевых индикаторов.
В частности, долговая нагрузка на бюджет Республики Башкортостан сохранится на экономически безопасном уровне - в пределах 30 процентов к доходам бюджета Республики Башкортостан без учета безвозмездных поступлений, объем государственных заимствований не превысит суммарный объем дефицита бюджета Республики Башкортостан и объем погашения долга, своевременное исполнение обязательств по обслуживанию и погашению долга обеспечит отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам.
Данные показатели будут также обеспечены за счет реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан и плана мероприятий по сокращению государственного долга Республики Башкортостан, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2013 года № 62-р.
Кроме того, предусматривается безусловное выполнение условий реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Башкортостан в соответствии с Соглашением от 5 августа 2010 года № 01-01-06/06-278, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан, и Дополнительным соглашением от 21 декабря 2012 года № 2 к нему.
В предстоящий трехлетний период в структуре источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан доля заемных средств в 2015 году сократится до одной трети. С 2016 года заемные средства будут привлекаться исключительно в объемах погашения долга, соответственно дефицит бюджета Республики Башкортостан будет финансироваться за счет собственных источников.
С учетом планируемых заимствований к концу 2015 года объем государственного долга ожидается в пределах 30 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 18,5 процента, а с 2016 года планируется его постепенное сокращение, в том числе за счет уменьшения объема задолженности по государственным гарантиям.
Управление государственным долгом Республики Башкортостан на 2015 - 2017 годы будет строиться на следующих принципах:
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа исполнения бюджета Республики Башкортостан и с учетом оптимизации структуры государственного долга в сторону увеличения долгосрочных заимствований и минимизации расходов на их обслуживание;
диверсификация структуры государственного долга за счет использования различных видов долговых инструментов;
сглаживание пиков погашения долга, в том числе путем выстраивания графика равномерного погашения долговых обязательств, а также их досрочного погашения в случаях поступления дополнительных доходов в бюджет Республики Башкортостан и роста накопленных резервов;
установление моратория на предоставление государственных гарантий;
обеспечение поступления в запланированных объемах средств по источникам финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, от возврата бюджетных кредитов, ранее предоставленных из бюджета Республики Башкортостан;
проведение конкурсных процедур для привлечения банковских кредитов;
увеличение доли государственных ценных бумаг с длительными сроками обращения и амортизацией долга.
Основные направления долговой политики учитывают ужесточение требований федерального законодательства по предельному объему государственного долга и расходам на его обслуживание.
В связи с этим показатели долговой устойчивости Республики Башкортостан будут значительно ниже пороговых значений и останутся по-прежнему на безопасном уровне:
ПОКАЗАТЕЛИ
долговой устойчивости Республики Башкортостан
Наименование показателя
Годы
Пороговое значение, установленное НПА
2013
2014
2015
2016
2017
РБ
РФ
Государственный долг к ВРП, %
1
1
2
2
2
< 3
-
Государственный долг к доходам без учета безвозмездных поступлений, %
21
26
30
27
25
< = 30
< = 100
Доля расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, %
1
1
2
2
2
-
< = 15
При этом в предстоящий трехлетний период прогнозируется сохранение высоких темпов роста расходов на обслуживание государственного долга. Это обусловлено ростом объема государственного долга, усилением негативных тенденций на финансовых рынках, которые сложились в 2014 году, сжатием ликвидности и ростом конкуренции за финансовые ресурсы на рынках капитала, повышением процентных ставок.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры финансовых рынков в предстоящий период долговая политика будет направлена на обеспечение способности Республики Башкортостан осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных задач, и на условиях, приемлемых для республики как надежного заемщика. Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения бюджета Республики Башкортостан и конъюнктурой внутреннего рынка. Накопленный объем долговых обязательств будет находиться в пределах, обеспечивающих финансовую устойчивость и платежеспособность Республики Башкортостан.
------------------------------------------------------------------