Постановление главы Администрации городского округа г. Уфа РБ от 11.03.2014 N 780 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в городском округе город Уфа Республики Башкортостан"



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. № 780

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Законом Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года № 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях определения прав, обязанностей и ответственности лиц, участвующих в организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 мая 1997 года № 100 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан" постановляю:
1. Утвердить Руководство по организации и проведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в городском округе город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению.
2. Обязать глав администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, рекомендовать руководителям предприятий, ведомств и организаций принять данное руководство к исполнению.
3. Постановление главы Администрации г. Уфы от 7 августа 2002 года № 3573 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в г. Уфе", Постановление главы Администрации городского округа город Уфа от 5 июля 2006 года № 3187 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" признать недействующими и не подлежащими применению.
4. Информационно-аналитическому управлению - пресс-службе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить настоящее Постановление для опубликования в газету "Вечерняя Уфа" в течение 3-х рабочих дней со дня его подписания.
5. Отделу информационных технологий и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан разместить настоящее Постановление на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 3-х рабочих дней со дня его подписания.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан В.И.Дмитрюка.

Глава
Администрации городского
округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.И.ЯЛАЛОВ





Утверждено
Постановлением главы Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
от 11 марта 2014 г. № 780

РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) на объекте (территории), подвергшемся воздействию чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), в том числе возникшей в результате умышленных действий (террористического, диверсионного характера), катастрофы или иного стихийного бедствия, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь, а также для локализации зоны чрезвычайной ситуации и прекращения действия характерных для нее опасных факторов.
АСР проводятся силами и средствами подразделений (формирований) территориального звена городского округа город Уфа Республики Башкортостан Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также другими силами и средствами, привлекаемыми (при необходимости) в установленном порядке.
К проведению аварийно-спасательных работ допускаются только подразделения и спасатели, аттестованные на проведение такого рода работ.
АСР включают в себя следующие этапы:
- подготовка к проведению работ на объекте с осуществлением разведки, рекогносцировки объекта (территории);
- организация и проведение аварийно-спасательных работ.

2. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ НА ОБЪЕКТЕ (ТЕРРИТОРИИ)

2.1. Разведка
Комплексная разведка должна быть проведена до ввода аварийно-спасательных подразделений на соответствующий объект (территорию).
Разведка объекта (территории), где планируется проведение АСР, должна установить:
- радиационную, химическую, медицинскую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на объекте;
- места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;
- характер и масштабы последствий ЧС, степень разрушения зданий и сооружений, характер завалов, наличие завалов и других экстремальных факторов, затрудняющих проведение АСР;
- места нахождения источников загрязнения и их размеры;
- наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного химического поражения, взрыва, пожара, обрушения конструкций, поражения электрическим током и т.п.;
- вид опасных факторов ЧС, сложившихся на объекте (территории), способы их локализации ликвидации.
2.2. Рекогносцировка
После проведения разведки проводится рекогносцировка объектов (территорий) с определением границы зоны чрезвычайной ситуации, объемов, способов ведения АСР и необходимых сил и средств.
К проведению рекогносцировки в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований, участвующих в АСР.
При отсутствии времени на рекогносцировку она может проводиться в ходе АСР.
При проведении рекогносцировки объекта (территории) изучаются, уточняются и определяются:
- необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения спасательных работ;
- состав и численность спасательных групп;
- маршруты ввода сил и средств на места выполнения работ;
- объемы и характер работ по расчистке и подготовке к беспрепятственному прохождению сил и средств;
- безопасные места сбора и способы эвакуации пострадавших;
- места развертывания пункта управления (стационарного или подвижного), медицинских пунктов и пр.;
- состояние подъездных путей и маршрутов эвакуации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

3.1. Руководство аварийно-спасательными работами
Общее руководство организацией и проведением АСР на объекте (территории) осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Уфа Республики Башкортостан объекта (территории).
Непосредственное руководство АСР возлагается на руководителя работ по ликвидации ЧС в соответствии с Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 июня 2013 года № 3155 (ред. от 28.10.2013), которому подчиняются все подразделения, участвующие в проведении АСР. Он несет ответственность за организацию и проведение АСР, безопасность людей, участвующих в АСР.
С целью обеспечения оперативности управления в случае ЧС муниципального характера работу штаба, руководство АСР организует Управление гражданской защиты Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан или его подведомственное подразделение - Муниципальное бюджетное учреждение "Служба спасения 112" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в случае локальной ЧС - соответствующий орган, специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации.
Руководитель аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного планом предупреждения и ликвидации ЧС или назначенного главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан или комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителем организации, к полномочиям и компетенции которого отнесена ликвидация данной ЧС.
Решения руководителя АСР, направленные на ликвидацию чрезвычайной ситуации, являются обязательными для всех граждан и организаций, независимо от форм собственности, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя АСР по руководству работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Полномочия руководителя АСР определяются органами государственной и местной власти Республики Башкортостан, руководством организации в соответствии с законодательством.
В случае крайней необходимости руководитель АСР вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке эвакуационных мероприятий;
- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территории организаций, находящихся в зоне ЧС;
- об ограничении доступа людей в зону ЧС, о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зоне ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, и с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по ее ликвидации.
Руководитель АСР обязан принять все меры по незамедлительному информированию Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителей организаций о принятых им, в случае крайней необходимости, решениях.
Руководитель АСР, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на получение полной и достоверной информации о ЧС, необходимой для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема работ руководитель АСР может принимать решение о приостановке работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне ЧС людей.
Руководитель АСР обязан:
- произвести разведку, рекогносцировку, оценить обстановку и принять решение о ведении АСР;
- поставить задачи формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости - вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку;
- назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
- организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи в безопасной зоне;
- по окончании работ заслушать командиров формирований, при необходимости - лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
- определить порядок убытия с места выполнения АСР формирований и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
- динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытия и разработки конструкций зданий и эвакуации имущества;
- необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель аварийно-спасательных работ должен принять решение о перегруппировке сил и средств и довести его до руководителей формирований, указав: кому, куда и как производить перемещение.
3.2. Технология проведения аварийно-спасательных работ
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территорий), подвергшегося разрушению и оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, наличия сведений о количестве и места нахождения пострадавших людей.
Организация и проведение аварийно-спасательных работ включают следующие этапы:
- развертывание пунктов управления со средствами связи для руководства проведением поисковых и аварийно-спасательных работ, а также для управления вводом сил и средств;
- выдвижение и ввод на объекты (территорию) сил и средств, необходимых для выполнения работ;
- проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место силами аварийно-спасательных формирований;
- непосредственное проведение аварийно-спасательных работ;
- вывод сил и средств по завершению работ.
Руководителем АСР объект (территория) разбивается на участки (секторы) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте и штабом ликвидации ЧС устанавливается на базе имеющихся средств радиосвязь или иной вид связи.
При наличии сведений о нахождении (при возможном нахождении) под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений является их поиск и спасение.
Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Руководителем АСР одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения сильнодействующих ядовитых веществ и т.д.

Управляющий
делами Администрации городского
округа город Уфа
Республики Башкортостан
И.Э.СИРАЕВ


------------------------------------------------------------------