Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 14.08.2014 по делу N 33-11029/2014 <Об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы о признании недействующими пунктов 5.4.2 и 5.5.1 Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2009 N 17/7>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2014 г. по делу № 33-11029/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Куловой Г.Р.
Низамовой А.Р.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре И.А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Е.А., С.Л.А. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 30.05.2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления С.Е.А., С.Л.А. о признании противоречащими закону пунктов 5.4.2 и 5.5.1 Решения Совета городского округа г.Уфа РБ от 02.07.2009г. № 17.7 "Об утверждении правил благоустройства городского округа г. Уфа РБ", отказать в связи с пропуском срока.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия

установила:

С.Е.А., С.Л.А. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими закону пунктов 5.4.2 и 5.5.1 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 02.07.2009г. № 17.7 "Об утверждении правил благоустройства городского округа г. Уфа РБ".
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы РБ от 24.09.2014 г. гражданское дело по заявлению С.Е.А., С.Л.А. в части признании противоречащими закону пунктов 5.4.2 и 5.5.1 Решения Совета городского округа г.Уфа РБ от 02.07.2009г. № 17.7 "Об утверждении Правил благоустройства городского округа г.Уфа РБ" выделено в отдельное производство и направлено для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г.Уфы.
Апелляционным Определением Верховного Суда РБ от 19.12.2013г. определение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы РБ от 24.09.2014г. оставлено без изменения.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе С.Е.А., С.Л.А. просят решение суда отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав С.Е.А., поддержавшую жалобу, возражения прокурора Сафина А.Р., судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (п. 1 ч. 1 ст. 245 ГПК РФ).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 251 ГПК РФ, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Системный анализ вышеприведенных правовых норм указывает, что обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с заявлением в суд не может исчисляться со дня вступления акта в законную силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав.
В силу ст. 194 ГПК РФ, решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
В силу изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований С.Е.А., С.Л.А. по причине пропуска срока обращения в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ.
Между тем, вывод суда об отказе в удовлетворении требований о признании противоречащими закону пунктов 5.4.2 и 5.5.1 Решения Совета городского округа г.Уфа РБ от 02.07.2009г. № 17.7 "Об утверждении Правил благоустройства городского округа г. Уфа РБ", является правомерным, в силу следующего.
Как установлено судом, Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.07.2009 г. № 17/7 "Об утверждении Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены Правила благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанное решение с приложением № 1 официально опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" 08.07.209 года № 133 (11281).
В оспариваемых заявителями нормативных положениях муниципального нормативного правового акта закреплено:
5.4.2. Работы по уборке территорий, сопровождающиеся шумом, либо иными раздражающими факторами, уровень которых превышает предельно допустимые нормы, должны производиться в период с 6.00 до 23.00, если необходимость выполнения данных работ не обусловлена неблагоприятными погодными условиями (гололедица, снегопад, ливень и т.п.).
5.5.1. Санитарная очистка территорий общего пользования, в том числе парков, скверов и пляжей, иных мест массового пребывания граждан должна производиться с 22.00 до 8.00. Днем производятся патрульная уборка и очистка наполненных отходами урн и мусоросборников.
Проверяя оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно осуществляется решение вопросов местного значения.
Согласно статьи 7 указанного Федерального закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ);
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 закона);
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ч. 1 ст. 16 закона).
Статья 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона, управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", понятие благоустройства территории поселения (городского округа) определяет как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований при разработке норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов для применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.
Указанные Методические рекомендации, являющиеся нормативным правовым актом органа исполнительной власти РФ предусматривают не только элементы и объекты благоустройства, но и вопросы содержания объектов благоустройства.
Министерством регионального развития Российской Федерации в утвержденных Приказом от 27.12.2011 № 613 методических рекомендациях элементами благоустройства территории определены декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
В состав правил эксплуатации объектов благоустройства рекомендуется включать разделы (подразделы): уборка территории, порядок содержания элементов благоустройства, работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений, содержание и эксплуатация дорог, освещение территории, проведения работ при строительстве, ремонте и реконструкции коммуникаций, содержание животных, особые требования к доступности городской среды, праздничное оформление населенного пункта, основные положения о контроле за эксплуатацией объектов благоустройства.
Оспариваемые заявителями нормы Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относятся к вопросам содержания объектов благоустройства, находящихся во взаимосвязи с организацией мероприятий по уборке территории в границах городского округа г.Уфа, которые относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 18.07.2011г. № 430-з (ред. от 03.06.2013г.) "Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время",
1. Не допускается совершение в ночное время следующих действий, влекущих нарушение покоя граждан и тишины:
1) использование пиротехнических средств;
2) использование (в том числе в транспортных средствах) звукопроизводящих устройств (радиоприемников, магнитофонов, магнитол, телевизоров и других) и (или) устройств звукоусиления;
3) крик, свист, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;
4) проведение земляных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных, строительных работ. При проведении ремонтных работ в многоквартирных жилых домах под ночным временем понимается период времени с 20 часов до 9 часов местного времени;
(в ред. Закона РБ от 03.06.2013 № 691-з)
5) применение звуковых сигнальных устройств транспортного средства в случаях, не предусмотренных Правилами дорожного движения или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
6) использование сигнального оружия, предназначенного для подачи звукового сигнала.
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в следующих случаях:
1) предотвращение противоправных деяний, нахождение в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;
2) предотвращение или ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций;
3) проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности, охраной общественного порядка, функционированием систем жизнеобеспечения населения;
4) проведение работ, приостановление которых невозможно по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия);
5) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, осуществляемых в соответствии с законодательством и в рамках канонических требований конфессий;
6) проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, празднование профессиональных и иных праздников, памятных и юбилейных дат, спортивных побед и достижений в ночное время по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
7) празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.
Таким образом, оспариваемые заявителями положения муниципального правового акта по своему содержанию не противоречат нормам Закона РБ, который не содержит запрета по санитарной очистке в ночное время территорий общего пользования, в том числе парков, скверов и пляжей, иных мест массового пребывания граждан.
Довод жалобы о нарушении судом 10-дневного срока рассмотрения дела, не может повлечь отмену решения, поскольку заявители обратились в суд с заявлением в порядке главы 24 ГПК РФ, где предусмотрен иной срок рассмотрения дела.
Довод жалобы о не извещении заявителей о дне рассмотрения дела 30.05.2014 года, опровергается материалами дела. Из протокола судебного заседания от 29.05.2014 года следует, что в судебном заседании С.Е.А. присутствовала, о времени и месте его проведения С.Е.А. извещена распиской на 29.05.2014 года, а также обязалась известить С.Л.В. (л.д.139). В судебном заседании от 29.05.2014 года объявлен перерыв до 15 часов 00 минут на 30.05.2014 года, где С.Е.А. сообщила, что явиться на 30.05.2014 г. не сможет ввиду дня ее рождения.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 30.05.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Е.А., С.Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
Р.Р.АБУБАКИРОВА

Судьи
Г.Р.КУЛОВА
А.Р.НИЗАМОВА


------------------------------------------------------------------