Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 08.10.2014 N 82-О "Об отказе в принятии к рассмотрению коллективной жалобы граждан Гизатуллиной Саймы Загитовны, Гумеровой Мининур Аюповны, Сагитовой Сании Муфазаловны и Саитовой Рамили Хамитьяновны на нарушение конституционных прав указами Президента Республики Башкортостан от 22 октября 2012 года "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан", от 24 октября 2012 года "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" и от 24 октября 2012 года "О составе Правительства Республики Башкортостан"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. № 82-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН ГИЗАТУЛЛИНОЙ САЙМЫ ЗАГИТОВНЫ, ГУМЕРОВОЙ МИНИНУР
АЮПОВНЫ, САГИТОВОЙ САНИИ МУФАЗАЛОВНЫ И САИТОВОЙ РАМИЛИ
ХАМИТЬЯНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ УКАЗАМИ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2012
ГОДА "ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН", ОТ 24 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА
"О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
И ОТ 24 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА "О СОСТАВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Р.Р. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р. Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан граждане С.З. Гизатуллина, М.А. Гумерова, С.М. Сагитова и Р.Х. Саитова оспаривают конституционность следующих указов Президента Республики Башкортостан:
- от 22 октября 2012 года № УП-403 "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан", содержащего положение о возложении обязанностей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан на Президента Республики Башкортостан;
- от 24 октября 2012 года № УП-407 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" в части, не предусматривающей должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;
- от 24 октября 2012 года № УП-408 "О составе Правительства Республики Башкортостан" в части, не предусматривающей должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в составе Правительства Республики Башкортостан, а также включения в состав Правительства Республики Башкортостан Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан.
По мнению заявителей, оспариваемые положения не подлежат применению, поскольку противоречат Конституции Республики Башкортостан, ее статьям 5 и 6, пункту 18 части первой статьи 71, пунктам 3 и 4 части первой статьи 87, статьям 91 и 94, части первой статьи 97 и статье 99, с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Башкортостан.
2. В соответствии со статьей 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти; система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 11, часть 2; статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (статья 2).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 7 статьи 18 указанного Федерального закона).
Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан (статьи 5 и 6 Конституции Республики Башкортостан).
Высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан, который возглавляет Правительство Республики Башкортостан - высший исполнительный орган государственной власти Республики Башкортостан и обладает полномочиями формировать его в составе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан, руководить его деятельностью, принимать решение об отставке данного высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, назначать Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан (пункты 3 и 4 части первой статьи 87, статья 91, часть первая статьи 94 Конституции Республики Башкортостан; части первая и вторая статьи 1 и часть четвертая статьи 30 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан").
В соответствии с указанным Законом Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 30) Президент Республики Башкортостан вправе принять решение об отставке Правительства Республики Башкортостан. Как следствие, отставка Правительства Республики Башкортостан, как коллегиального исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, влечет отставку всех его членов, в том числе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
В случае освобождения от должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан вправе до назначения нового Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (часть вторая статьи 8 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан").
Во исполнение требований части пятой статьи 30 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" Президент Республики Башкортостан 22 октября 2012 года своим Указом № УП-401 объявил об отставке Правительства Республики Башкортостан и одновременно поручил его членам продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового Правительства Республики Башкортостан, а также, реализуя свое дискреционное полномочие, принял оспариваемый заявителями Указ, содержащий специальную норму в отношении лица, замещающего должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Указ № УП-403 "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан", которым в силу образовавшейся вакансии на должность Премьер-министра Правительства Башкортостан должностные обязанности последнего возложил на Президента Республики Башкортостан.
Принятие оспариваемого Указа Президента Республики Башкортостан не нарушает принцип разделения государственной власти и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, так как не влечет совмещения должностей и исключает факт замещения должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан другим лицом, поскольку его обязанности перераспределены Президентом Республики Башкортостан в рамках исполнительной ветви власти.
Анализ материалов показал, что Президент Республики Башкортостан и ранее возлагал часть полномочий Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан на себя, о чем свидетельствуют его Распоряжения от 4 августа 2012 года № РП-188 "О внесении изменений в Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 18 июня 2011 года № РП-157 "О распределении обязанностей между Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан и заместителями Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан" и от 22 августа 2012 года № РП-203 "О распределении обязанностей в Правительстве Республики Башкортостан".
Поскольку в вопросе о конституционности Указа Президента Республики Башкортостан от 22 октября 2012 года № УП-403 "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан" неопределенность отсутствует, коллективное обращение граждан в этой части, в соответствии с требованиями статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
3. Исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан не находит оснований для принятия жалобы заявителей и в части оспаривания ими конституционности Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан".
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке Правительства Республики Башкортостан; определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан (пункты 3 и 5 части первой статьи 87). Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан; координирует деятельность министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 92 и часть первая статьи 98 Конституции Республики Башкортостан).
На основании приведенных конституционных положений в Республике Башкортостан принят Закон от 13 марта 2003 года № 472-з "О республиканских органах исполнительной власти", согласно статье 2 которого к республиканским органам исполнительной власти, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан, отнесены министерства Республики Башкортостан, государственные комитеты Республики Башкортостан, ведомства Республики Башкортостан.
Оспариваемым заявителями Указом Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, включающая в себя Правительство Республики Башкортостан, тринадцать министерств, пять государственных комитетов и двенадцать ведомств Республики Башкортостан.
Таким образом, под системой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан понимается совокупность составляющих ее видов государственных органов, то есть министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан, а под структурой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан - перечень конкретных исполнительных органов, входящих в систему исполнительных органов государственной власти.
Такая трактовка вышеназванных понятий соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным применительно к системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в Постановлении от 27 января 1999 года № 2-П и Определении от 8 июня 2000 года № 91-О.
С учетом этого, утверждение заявителей о том, что невключение Президентом Республики Башкортостан должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан противоречит Конституции Республики Башкортостан, представляется необоснованным, поскольку Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан не является самостоятельным органом государственной власти и не может входить ни в систему, ни в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан.
Изложенное свидетельствует об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Башкортостан Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан", в связи с чем жалоба заявителей в данной части в силу того, что не отвечает критерию допустимости, не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства.
4. Конституционный Суд Республики Башкортостан, проанализировав представленные материалы, пришел к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения в процедуре конституционного судопроизводства жалобы заявителей и в части оспаривания ими Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-408 "О составе Правительства Республики Башкортостан".
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 2, подпункт "в" пункта 7 статьи 18, пункты 1 и 3 статьи 20).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, федеральные нормы не содержат предписаний по установлению в законе субъекта Российской Федерации требований к количественному составу членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также к определению в законе конкретного перечня должностей высшего исполнительного органа (Определение от 20 октября 2010 года № 63-Г10-8).
Формирование Правительства Республики Башкортостан предполагает включение в его состав конкретных лиц, замещающих определенные должности. В виду того, что должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан на момент издания Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-408 оставалась вакантной, она не могла быть включена в состав Правительства Республики Башкортостан.
Согласно части второй статьи 94 Конституции Республики Башкортостан и части второй статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других государственных органов и организаций Республики Башкортостан.
Это свидетельствует о праве Президента Республики Башкортостан формировать Правительство Республики Башкортостан по своему усмотрению из числа руководителей государственных органов и организаций Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан к полномочиям Президента Республики Башкортостан относит создание администрации Президента Республики Башкортостан (пункт 24 части первой статьи 87). Администрацией Президента Республики Башкортостан осуществляется организационное, правовое, информационное, аналитическое и документационное обеспечение деятельности Президента Республики Башкортостан (часть первая статьи 24 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2001 года № 215-з "О Президенте Республики Башкортостан").
Администрация Президента Республики Башкортостан является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Республики Башкортостан (пункт 1 Положения об Администрации Президента Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 5 февраля 2004 года № УП-78). Закон Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 года № 628-з), устанавливая статус Администрации Президента Республики Башкортостан как государственного органа Республики Башкортостан, указывает, что ее Руководитель осуществляет непосредственное исполнение полномочий Администрации Президента Республики Башкортостан (часть первая статьи 24).
Следовательно, придание Администрации Президента Республики Башкортостан правового статуса государственного органа, обладающего правами и обязанностями органа государственной власти, позволяет Президенту Республики Башкортостан включить ее Руководителя в состав Правительства Республики Башкортостан.
Согласно части второй статьи 28 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 22 сентября 2012 года № 583-з) в состав Президиума Правительства Республики Башкортостан входят по должности Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан, заместители Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан. Из этого следует, что издание Указа Президента Республики Башкортостан в части включения в состав Правительства Республики Башкортостан Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан связано с необходимостью обеспечения согласованности законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.
Таким образом, поскольку в вопросе о конституционности оспариваемых положений Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-408 "О составе Правительства Республики Башкортостан" неопределенность отсутствует, коллективное обращение граждан в данной части, в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом "в" пункта 1 и пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению коллективной жалобы граждан С.З. Гизатуллиной, М.А. Гумеровой, С.М. Сагитовой и Р.Х. Саитовой, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. № 82-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН ГИЗАТУЛЛИНОЙ САЙМЫ ЗАГИТОВНЫ, ГУМЕРОВОЙ МИНИНУР
АЮПОВНЫ, САГИТОВОЙ САНИИ МУФАЗАЛОВНЫ И САИТОВОЙ РАМИЛИ
ХАМИТЬЯНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ УКАЗАМИ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 22 ОКТЯБРЯ 2012
ГОДА "ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН", ОТ 24 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА
"О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
И ОТ 24 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА "О СОСТАВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя З.И. Еникеева, судей Р.Р. Каримовой, В.М. Крылова, Ф.Р. Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р. Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан граждане С.З. Гизатуллина, М.А. Гумерова, С.М. Сагитова и Р.Х. Саитова оспаривают конституционность следующих указов Президента Республики Башкортостан:
- от 22 октября 2012 года № УП-403 "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан", содержащего положение о возложении обязанностей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан на Президента Республики Башкортостан;
- от 24 октября 2012 года № УП-407 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" в части, не предусматривающей должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;
- от 24 октября 2012 года № УП-408 "О составе Правительства Республики Башкортостан" в части, не предусматривающей должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в составе Правительства Республики Башкортостан, а также включения в состав Правительства Республики Башкортостан Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан.
По мнению заявителей, оспариваемые положения не подлежат применению, поскольку противоречат Конституции Республики Башкортостан, ее статьям 5 и 6, пункту 18 части первой статьи 71, пунктам 3 и 4 части первой статьи 87, статьям 91 и 94, части первой статьи 97 и статье 99, с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Башкортостан.
2. В соответствии со статьей 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти; система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 11, часть 2; статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (статья 2).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 7 статьи 18 указанного Федерального закона).
Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан (статьи 5 и 6 Конституции Республики Башкортостан).
Высшим должностным лицом Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан, который возглавляет Правительство Республики Башкортостан - высший исполнительный орган государственной власти Республики Башкортостан и обладает полномочиями формировать его в составе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан, руководить его деятельностью, принимать решение об отставке данного высшего исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, назначать Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан (пункты 3 и 4 части первой статьи 87, статья 91, часть первая статьи 94 Конституции Республики Башкортостан; части первая и вторая статьи 1 и часть четвертая статьи 30 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан").
В соответствии с указанным Законом Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 30) Президент Республики Башкортостан вправе принять решение об отставке Правительства Республики Башкортостан. Как следствие, отставка Правительства Республики Башкортостан, как коллегиального исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан, влечет отставку всех его членов, в том числе Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
В случае освобождения от должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан вправе до назначения нового Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан (часть вторая статьи 8 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан").
Во исполнение требований части пятой статьи 30 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" Президент Республики Башкортостан 22 октября 2012 года своим Указом № УП-401 объявил об отставке Правительства Республики Башкортостан и одновременно поручил его членам продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового Правительства Республики Башкортостан, а также, реализуя свое дискреционное полномочие, принял оспариваемый заявителями Указ, содержащий специальную норму в отношении лица, замещающего должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - Указ № УП-403 "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан", которым в силу образовавшейся вакансии на должность Премьер-министра Правительства Башкортостан должностные обязанности последнего возложил на Президента Республики Башкортостан.
Принятие оспариваемого Указа Президента Республики Башкортостан не нарушает принцип разделения государственной власти и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, так как не влечет совмещения должностей и исключает факт замещения должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан другим лицом, поскольку его обязанности перераспределены Президентом Республики Башкортостан в рамках исполнительной ветви власти.
Анализ материалов показал, что Президент Республики Башкортостан и ранее возлагал часть полномочий Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан на себя, о чем свидетельствуют его Распоряжения от 4 августа 2012 года № РП-188 "О внесении изменений в Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 18 июня 2011 года № РП-157 "О распределении обязанностей между Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан и заместителями Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан" и от 22 августа 2012 года № РП-203 "О распределении обязанностей в Правительстве Республики Башкортостан".
Поскольку в вопросе о конституционности Указа Президента Республики Башкортостан от 22 октября 2012 года № УП-403 "Об обязанностях Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан" неопределенность отсутствует, коллективное обращение граждан в этой части, в соответствии с требованиями статьи 46 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
3. Исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан не находит оснований для принятия жалобы заявителей и в части оспаривания ими конституционности Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан".
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке Правительства Республики Башкортостан; определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан (пункты 3 и 5 части первой статьи 87). Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан; координирует деятельность министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан (часть четвертая статьи 92 и часть первая статьи 98 Конституции Республики Башкортостан).
На основании приведенных конституционных положений в Республике Башкортостан принят Закон от 13 марта 2003 года № 472-з "О республиканских органах исполнительной власти", согласно статье 2 которого к республиканским органам исполнительной власти, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан, отнесены министерства Республики Башкортостан, государственные комитеты Республики Башкортостан, ведомства Республики Башкортостан.
Оспариваемым заявителями Указом Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, включающая в себя Правительство Республики Башкортостан, тринадцать министерств, пять государственных комитетов и двенадцать ведомств Республики Башкортостан.
Таким образом, под системой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан понимается совокупность составляющих ее видов государственных органов, то есть министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан, а под структурой исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан - перечень конкретных исполнительных органов, входящих в систему исполнительных органов государственной власти.
Такая трактовка вышеназванных понятий соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным применительно к системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в Постановлении от 27 января 1999 года № 2-П и Определении от 8 июня 2000 года № 91-О.
С учетом этого, утверждение заявителей о том, что невключение Президентом Республики Башкортостан должности Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан противоречит Конституции Республики Башкортостан, представляется необоснованным, поскольку Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан не является самостоятельным органом государственной власти и не может входить ни в систему, ни в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан.
Изложенное свидетельствует об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Башкортостан Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-407 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан", в связи с чем жалоба заявителей в данной части в силу того, что не отвечает критерию допустимости, не подлежит рассмотрению в процедуре конституционного судопроизводства.
4. Конституционный Суд Республики Башкортостан, проанализировав представленные материалы, пришел к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения в процедуре конституционного судопроизводства жалобы заявителей и в части оспаривания ими Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-408 "О составе Правительства Республики Башкортостан".
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 2, подпункт "в" пункта 7 статьи 18, пункты 1 и 3 статьи 20).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, федеральные нормы не содержат предписаний по установлению в законе субъекта Российской Федерации требований к количественному составу членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также к определению в законе конкретного перечня должностей высшего исполнительного органа (Определение от 20 октября 2010 года № 63-Г10-8).
Формирование Правительства Республики Башкортостан предполагает включение в его состав конкретных лиц, замещающих определенные должности. В виду того, что должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан на момент издания Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-408 оставалась вакантной, она не могла быть включена в состав Правительства Республики Башкортостан.
Согласно части второй статьи 94 Конституции Республики Башкортостан и части второй статьи 6 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других государственных органов и организаций Республики Башкортостан.
Это свидетельствует о праве Президента Республики Башкортостан формировать Правительство Республики Башкортостан по своему усмотрению из числа руководителей государственных органов и организаций Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан к полномочиям Президента Республики Башкортостан относит создание администрации Президента Республики Башкортостан (пункт 24 части первой статьи 87). Администрацией Президента Республики Башкортостан осуществляется организационное, правовое, информационное, аналитическое и документационное обеспечение деятельности Президента Республики Башкортостан (часть первая статьи 24 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2001 года № 215-з "О Президенте Республики Башкортостан").
Администрация Президента Республики Башкортостан является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Республики Башкортостан (пункт 1 Положения об Администрации Президента Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 5 февраля 2004 года № УП-78). Закон Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2012 года № 628-з), устанавливая статус Администрации Президента Республики Башкортостан как государственного органа Республики Башкортостан, указывает, что ее Руководитель осуществляет непосредственное исполнение полномочий Администрации Президента Республики Башкортостан (часть первая статьи 24).
Следовательно, придание Администрации Президента Республики Башкортостан правового статуса государственного органа, обладающего правами и обязанностями органа государственной власти, позволяет Президенту Республики Башкортостан включить ее Руководителя в состав Правительства Республики Башкортостан.
Согласно части второй статьи 28 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 22 сентября 2012 года № 583-з) в состав Президиума Правительства Республики Башкортостан входят по должности Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан, заместители Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан. Из этого следует, что издание Указа Президента Республики Башкортостан в части включения в состав Правительства Республики Башкортостан Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан связано с необходимостью обеспечения согласованности законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.
Таким образом, поскольку в вопросе о конституционности оспариваемых положений Указа Президента Республики Башкортостан от 24 октября 2012 года № УП-408 "О составе Правительства Республики Башкортостан" неопределенность отсутствует, коллективное обращение граждан в данной части, в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не может быть принято Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом "в" пункта 1 и пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению коллективной жалобы граждан С.З. Гизатуллиной, М.А. Гумеровой, С.М. Сагитовой и Р.Х. Саитовой, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------