Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 29.10.2014 N 36/2 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 апреля 2013 года N 17/2 "О внесении в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан проекта закона Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан"



СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. № 36/2

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА
№ 17/2 "О ВНЕСЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - КУРУЛТАЙ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПРОЕКТА ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О СТАТУСЕ ГОРОДА УФЫ - СТОЛИЦЫ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со статьями 73, 76 Регламента Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, статьей 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:
1. Внести изменения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 апреля 2013 года № 17/2 "О внесении в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан проекта закона Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан", изложив законопроект в новой редакции.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по правовым вопросам, охране прав и свобод граждан.

Председатель
Совета городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
Е.СЕМИВЕЛИЧЕНКО





Проект

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

О СТАТУСЕ ГОРОДА УФЫ - СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан ______________________.

Настоящий Закон определяет статус города Уфы - столицы Республики Башкортостан.

Статья 1. Столица Республики Башкортостан

1. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан столицей Республики Башкортостан является город Уфа.
Столица Республики Башкортостан - место нахождения органов государственной власти Республики Башкортостан, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации - территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в соответствии с соглашениями с органами государственной власти Республики Башкортостан - представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств, международных организаций в Республике Башкортостан, субъектов Российской Федерации.
Город Уфа является историческим, административным, промышленным, культурным, образовательным, научным, финансовым и социальным центром Республики Башкортостан.
2. Территорией столицы Республики Башкортостан в целях настоящего Закона является территория городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - город Уфа, городской округ).
Административно-территориальное устройство города Уфы определяется Законом Республики Башкортостан.
3. В целях настоящего Закона понятия "город Уфа", "городской округ" и "столица Республики Башкортостан" применяются в одном значении.

Статья 2. Статус столицы Республики Башкортостан

1. Статус столицы Республики Башкортостан устанавливается в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
2. Под статусом столицы Республики понимается установленное настоящим Законом правовое, территориальное и экономическое положение города Уфы, обусловленное осуществлением им функций столицы Республики Башкортостан.

Статья 3. Функции столицы Республики Башкортостан

1. Функциями столицы Республики Башкортостан являются:
1) обеспечение необходимых условий для деятельности органов и организаций, перечисленных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в том числе путем предоставления в установленном законодательством порядке им в пользование земельных участков, зданий и сооружений, жилых и нежилых помещений, иного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также мест для размещения ими рекламы и иной информации;
2) реализация дополнительных мер по обеспечению общественной безопасности, профилактике правонарушений, недопущению совершения террористических и экстремистских актов;
3) разработка и включение в комплексные планы социально-экономического развития, муниципальные программы, городские планы мероприятий, направленных на реализацию городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан;
4) проведение дополнительных природоохранных мероприятий, оказание содействия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального (республиканского) и межмуниципального характера;
5) содействие развитию и эксплуатации автомобильных дорог, иных транспортных систем, других коммуникаций республиканского и межмуниципального значения, а также обеспечению безопасности дорожного движения на них;
6) содействие в организации транспортного, гостиничного, культурно-развлекательного и иного обслуживания граждан, временно пребывающих в городе Уфе в связи с его статусом столицы Республики Башкортостан;
7) содействие в обеспечении сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и республиканского значения, находящихся на территории города Уфы;
8) участие в информационном обеспечении населения Республики Башкортостан по вопросам осуществления городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан;
9) участие в установлении и поддержании Республикой Башкортостан связей с международными, зарубежными правительственными и неправительственными организациями, а также установление и поддержание по решению или предложению Республики Башкортостан связей города Уфы со столицами, иными городами, муниципальными образованиями зарубежных государств, субъектов Российской Федерации;
10) обеспечение необходимых условий для проведения международных, межрегиональных, республиканских мероприятий, в том числе торжественных мероприятий, связанных с праздничными и юбилейными датами;
11) осуществление иных функций, вытекающих из нормативных правовых актов Республики Башкортостан о статусе столицы Республики Башкортостан.

Статья 4. Содействие органов государственной власти Республики Башкортостан в осуществлении городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан

Органы государственной власти Республики Башкортостан по предложениям органов местного самоуправления городского округа в связи с осуществлением городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан:
1) принимают в установленном законодательством порядке участие в разработке и реализации планов и программ социально-экономического развития города Уфы, включая муниципальные программы развития систем связи и транспорта, жилищного строительства, здравоохранения, охраны правопорядка, охраны природы и иных, имеющих значение для города Уфы как столицы Республики Башкортостан;
2) включают в государственные программы Республики Башкортостан мероприятия, направленные на реализацию городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан;
3) участвуют в установленном законодательством порядке в подготовке решений по вопросам территориального планирования города Уфы;
4) реализуют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 5. Финансовое обеспечение осуществления городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан

1. Финансирование мероприятий, направленных на реализацию городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан, включенных в государственные программы Российской Федерации и Республики Башкортостан, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан соответственно.
2. В качестве инструмента межбюджетного регулирования финансовых возможностей городского округа город Уфа по осуществлению полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, определить дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, устанавливаемый законом Республики Башкортостан о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 6. Признание утратившими силу нормативных правовых актов Республики Башкортостан в связи с вступлением в силу настоящего Закона

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года № 25-з "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, № 4 (46), ст. 226);
2) Закон Республики Башкортостан от 5 октября 2004 года № 111-з "О внесении изменения в Закон Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2004, № 19 (193), ст. 1091);
3) Закон Республики Башкортостан от 5 декабря 2006 года № 376-з "О приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 24 января 2007 г., № 2 (248), ст. 4);
4) Закон Республики Башкортостан от 1 марта 2013 года № 653-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 22.03.2013, № 9 (411), ст. 346).

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Башкортостан
Р.ХАМИТОВ





ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О СТАТУСЕ ГОРОДА УФЫ - СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

Особое значение административных центров субъектов Российской Федерации обусловлено выполнением ими столичных функций, которые включают в себя широкий круг вопросов, в том числе создание условий для функционирования региональных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в соответствии с соглашениями с органами государственной власти Республики Башкортостан - представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств, международных организаций в Республике Башкортостан, субъектов Российской Федерации. В административных центрах субъектов Российской Федерации традиционно размещаются высшие учебные заведения, медицинские, научные, культурные, спортивные и иные социальные объекты федерального и регионального значения.
Столица Республики Башкортостан - город Уфа, с населением более 1 миллиона ста тысяч человек, относится к особой категории населенных пунктов Республики Башкортостан, является административно-территориальной единицей Республики Башкортостан, исторически сложившимся административно-политическим, экономическим, культурным и научным центром республики.
Масштабы проблем, с которыми в своей повседневной работе сталкиваются органы местного самоуправления городов-миллионников, требуют тесного взаимодействия указанных органов с органами государственной власти.
Решение широкого спектра вопросов - от строительства мостов, до обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием - зависит, в первую очередь, от финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Собственных ресурсов у органов местного самоуправления недостаточно, а между тем в городах-миллионниках продолжается рост численности населения, в том числе за счет внутренней миграции из соседних муниципальных образований.
Города-миллионники превращаются в обособленные густонаселенные территории внутри субъектов Российской Федерации, одновременно являясь административными центрами соответствующих регионов.
Столица Республики Башкортостан - место нахождения Президента Республики Башкортостан, высших органов государственной власти республики, иных государственных органов, а также дипломатических представительств и учреждений иностранных государств.
В соответствии со статьей 65 Конституции Республики Башкортостан "Столицей Республики Башкортостан является город Уфа. Статус столицы устанавливается законом Республики Башкортостан".
В настоящее время статус столицы регламентирован Законом Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года № 25-з "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, № 4 (46), ст. 226; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2007, № 2 (248), ст. 4; "Республика Башкортостан", № 44 - 45 (27779 - 27780), 09.03.2013). Данный нормативный правовой акт был принят задолго до принятия и вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в настоящее время значительная часть положений Закона Республики Башкортостан № 25-з либо приостановлена, либо утратила силу.
Необходимо отметить, что в рамках федерального правового поля действуют более 500 федеральных законов, касающихся вопросов местного самоуправления, и более чем в 200 из них выявлены полномочия, осуществление которых тем или иным образом возложено на органы местного самоуправления в различных сферах общественных отношений, как правило, без определения источника финансирования таких полномочий.
В целях определения статуса города Уфы как столицы Республики Башкортостан с учетом действующего законодательства разработан настоящий проект закона Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" (далее - Проект).
Проектом предложено определить, что территория города Уфы как столицы совпадает с границами муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан. Аналогичные положения закреплены в законах соседних регионов, например:
- Закон Свердловской области от 12 ноября 1997 года № 63-ОЗ "О статусе административного центра Свердловской области" - пункт 2 статьи 1 "Территорией административного центра Свердловской области является территория города Екатеринбурга";
- Закон Челябинской области от 11 декабря 2002 года № 123-ЗО "О статусе города Челябинска - административного центра Челябинской области" - часть 3 статьи 1 "Территорией административного центра Челябинской области является территория города Челябинска в соответствии с Уставом города Челябинска".
Определение территории столицы в границах городского округа обусловлено территориальным размещением органов государственной власти Республики Башкортостан, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, представительств субъектов Российской Федерации, иностранных государств, международных и межправительственных организаций в Республике Башкортостан, а также органов управления организаций, обеспечивающих деятельность органов государственной власти по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, по всей территории городского округа.
Отсутствие законодательно закрепленных функций столицы и административных центров снижает эффективность взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления и развития региональной политики.
Функции столицы в разных регионах определены по-разному. Например, статья 4 Закона Челябинской области от 11 декабря 2002 года № 123-ЗО "О статусе города Челябинска - административного центра Челябинской области" определяет функции через полномочия органов местного самоуправления:
"В связи с осуществлением городом Челябинском функций административного центра Челябинской области органы местного самоуправления города Челябинска могут:
1) исключен;
2) включать в городские планы и программы мероприятия, направленные на реализацию функций города Челябинска как административного центра Челябинской области;
3) создавать в случае необходимости организации, обслуживающие нужды, связанные с реализацией городом Челябинском функций административного центра Челябинской области, обеспечивать их финансирование;
4) предоставлять в установленном законом порядке органам и организациям, перечисленным в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, земельные участки, здания, строения и сооружения, жилые и нежилые помещения, иное недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной собственности;
5) реализовывать иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.".
Статья 4 Закона Свердловской области от 12 ноября 1997 года № 63-ОЗ "О статусе административного центра Свердловской области" регламентирует именно функции Екатеринбурга:
"Функциями административного центра Свердловской области являются:
1) предоставление необходимых условий для обеспечения деятельности органов и организаций, перечисленных в статье 1 настоящего Областного закона, в том числе в установленном законом и нормативными актами органов местного самоуправления порядке предоставления им в пользование земельных участков, зданий и сооружений, отдельных жилых и нежилых помещений, иного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также места для размещения рекламной продукции и информации;
2) обеспечение работы общественного транспорта, необходимого для обслуживания граждан, временно пребывающих в городе в связи с его статусом административного центра Свердловской области, содействие организации гостиничного, культурно-развлекательного и иного обслуживания граждан;
3) обеспечение необходимых дополнительных мер безопасности и правопорядка во время проведения в городе государственных и межгосударственных мероприятий;
4) содержание переданных ему в эксплуатацию дорог, иных транспортных объектов и систем федерального и областного значения, содействие развитию транспортной инфраструктуры административного центра;
5) обеспечение сохранности объектов историко-культурного значения и содействие сохранению памятников истории, культуры и архитектуры, находящихся на территории города Екатеринбурга;
6) осуществление мероприятий по развитию рынков недвижимости, ценных бумаг, финансовых, информационных и юридических услуг, создание иных условий для роста деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области;
7) содействие развитию региональных и международных связей;
8) осуществление иных функций, вытекающих из действующего законодательства и договоров между органами местного самоуправления города и органами государственной власти".
В представленном проекте закона Республики Башкортостан "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" предлагается установить понятие "функций столицы", осуществляемых городом Уфой как столицей Республики Башкортостан и не свойственных другим муниципальным образованиям Республики Башкортостан. Кроме того, определяется содержание функций, поскольку от их наполнения будут зависеть объемы финансирования.
Несмотря на то, что перечисленные в проекте закона функции согласно законодательству о разграничении полномочий являются собственными полномочиями либо органов местного самоуправления, либо органов государственной власти субъекта Российской Федерации, именно они определяют наибольшую нагрузку на бюджет города, выполняющего функции столицы.
Так как город Уфа является столицей Республики Башкортостан, то он несет большую нагрузку на транспортную, жилищно-коммунальную системы города, является ответственным за популяризацию объектов культурного наследия, среды обитания и жизнедеятельности республики, проведение международных, межрегиональных, общереспубликанских и иных мероприятий, в т.ч. связанных с праздничными и юбилейными датами.
Выполнение этих функций органами местного самоуправления города Уфы требует значительных расходов.
Статья 7 действующего Закона Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года № 25-з "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан" предусматривает возможность компенсации затрат города Уфы в связи с осуществлением им функций столицы Республики Башкортостан за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан. Однако, указанные расходы не находят своего отражения в республиканском бюджете.
Законопроектом предлагается новый порядок финансирования этих затрат путем включения мероприятий, направленных на реализацию городом Уфой функций столицы Республики Башкортостан в государственные программы Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также с использованием инструмента межбюджетного регулирования в виде определения дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан.
Безусловно, Уфа занимает особое место в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, обеспечивая работу ключевых государственных органов федерального и регионального значения. Принятие предлагаемого проекта позволит вывести выполнение Уфой функций столицы Республики Башкортостан на новый уровень.
На основании вышеизложенного, вносится на рассмотрение Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан проект закона "О статусе города Уфы - столицы Республики Башкортостан".

Председатель
Совета городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
Е.СЕМИВЕЛИЧЕНКО


------------------------------------------------------------------