Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 10.12.2014 по делу N 3-140/2014 <О признании недействующим Постановления Государственного комитета РБ по тарифам от 05.06.2014 N 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу № 3-140/2014
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Г.А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года",
установил:
5 июня 2014 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам издано постановление № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года".
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 11 июня 2014 года № 4854, опубликован 17 июня 2014 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, и в газете "Республика Башкортостан", № 159-160(28144-28145), 15 августа 2014 года.
В приложении к указанному постановлению установлена цена газа, используемого:
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа)
- при наличии приборов учета (с учетом НДС) - 4,72 руб. за 1 куб.м,
- при отсутствии приборов учета (с учетом НДС) - 6,71 руб. за 1 куб.м;
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа)
- при наличии приборов учета (с учетом НДС) - 4,72 руб. за 1 куб.м,
- при отсутствии приборов учета (с учетом НДС) - 6,71 руб. за 1 куб.м;
на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах)
- при наличии приборов учета (с учетом НДС) - 4,72 руб. за 1 куб.м,
- при отсутствии приборов учета (с учетом НДС) - 3,44 руб. за 1 куб.м.
Прокурор Республики Башкортостан в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года" противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащим применению. В обоснование заявления указал, что приложением к названному постановлению установлены цены на газ в зависимости от направлений его использования. При этом цена по каждому из направлений использования газа дифференцирована в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа. Однако федеральным законодательством не предусмотрено дифференцирование цен на газ по одному и тому же направлению его использования в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан - старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Башкортостан В.А.С. заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам З.О.А. требования прокурора Республики Башкортостан считает необоснованными, просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что цены на газ установлены в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемых населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2. Пунктом 4.2 Протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам государственного регулирования тарифов от 4 июня 2014 года принято решение о согласовании розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан с 1 июля 2014 года в рамках ранее принятых тарифных групп по предложению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного 5 сентября 2013 года № 404, в редакции Постановления Правительства РБ от 12 мая 2014 года № 220 (далее - Положение), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль над их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 (редакция от 16 апреля 2012 года) утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, пунктом 4 которых предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от 28 мая 2007 года № 333, от 30 декабря 2013 года № 1314).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания) (редакция от 7 августа 2013 года), которые предусматривают установление розничных цен на газ дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа.
Согласно пункту 5 данных Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Разделом II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а раздел III содержит формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая не содержит величины (коэффициента), указывающих на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа. Принципы формирования розничных цен также не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета.
Таким образом, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов полномочиями по установлению розничных цен на газ, достаточно четко определил рамки, в которых должен действовать субъект, определив принципы и порядок их расчета, указав, в зависимости от чего они дифференцируются.
Из содержания вышеуказанных федеральных норм, определяющих процесс образования цен на газ, следует, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта РФ произвольно устанавливать цены на газ.
Однако Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, принимая постановление от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года", установил розничную цену на природный газ, реализуемый населению, по перечисленным в приложении направлениям его использования, дополнительно по своему усмотрению дифференцировал цену в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа.
Довод представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, что розничные цены на газ сформированы с учетом поэтапного доведения структуры цен до параметров, предусмотренных Методическими указаниями, при соблюдении предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них, суд считает необоснованным. Поскольку, соблюдение предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг (пункт 13 Методических указаний), не является основанием возникновения полномочий у субъекта РФ по своему усмотрению производить дифференциацию розничных цен при их установлении по иным основаниям, нежели на которые указано в Методических указаниях. Введение предельного индекса роста размера платы за коммунальные услуги не изменяет принципы и порядок расчета розничных цен на газ, установленный федеральными нормами.
Действительно, в жилищном законодательстве определено два подхода по оплате коммунальных услуг: оплата коммунальных услуг для потребителей, оснащенных приборами учета - исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Однако федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно устанавливать цены на газ, произвольно выбирать критерии дифференциации цен на газ природный, реализуемый населению.
Проанализировав Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 (редакция от 16 апреля 2012 года), Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 (редакция от 7 августа 2013 года) суд приходит к выводу, что дифференциация розничных цен на природный газ, реализуемый населению, по одному и тому же направлению его использования в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами.
Ссылка представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам на постановление правительства Оренбургской области от 25 декабря 2012 года № 1144-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2013 год и первое полугодие 2014 года" и определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2014 года № 47-АПГ14-5 о проверке в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления правительства Оренбургской области от 25 декабря 2012 года № 1144-п не свидетельствует о правомерности оспариваемого постановления, поскольку в постановлении правительства Оренбургской области применен иной принцип дифференциации цен на газ.
На основании изложенного, суд считает, что постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года" противоречит федеральному законодательству, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам при издании данного постановления превысил пределы своих полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, требование прокурора о признании несоответствующим закону и недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года", подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года", с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА
------------------------------------------------------------------
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу № 3-140/2014
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Г.А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года",
установил:
5 июня 2014 года Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам издано постановление № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года".
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 11 июня 2014 года № 4854, опубликован 17 июня 2014 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, и в газете "Республика Башкортостан", № 159-160(28144-28145), 15 августа 2014 года.
В приложении к указанному постановлению установлена цена газа, используемого:
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа)
- при наличии приборов учета (с учетом НДС) - 4,72 руб. за 1 куб.м,
- при отсутствии приборов учета (с учетом НДС) - 6,71 руб. за 1 куб.м;
на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа)
- при наличии приборов учета (с учетом НДС) - 4,72 руб. за 1 куб.м,
- при отсутствии приборов учета (с учетом НДС) - 6,71 руб. за 1 куб.м;
на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах)
- при наличии приборов учета (с учетом НДС) - 4,72 руб. за 1 куб.м,
- при отсутствии приборов учета (с учетом НДС) - 3,44 руб. за 1 куб.м.
Прокурор Республики Башкортостан в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года" противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не подлежащим применению. В обоснование заявления указал, что приложением к названному постановлению установлены цены на газ в зависимости от направлений его использования. При этом цена по каждому из направлений использования газа дифференцирована в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа. Однако федеральным законодательством не предусмотрено дифференцирование цен на газ по одному и тому же направлению его использования в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Башкортостан - старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Башкортостан В.А.С. заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам З.О.А. требования прокурора Республики Башкортостан считает необоснованными, просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что цены на газ установлены в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемых населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2. Пунктом 4.2 Протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам государственного регулирования тарифов от 4 июня 2014 года принято решение о согласовании розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан с 1 июля 2014 года в рамках ранее принятых тарифных групп по предложению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного 5 сентября 2013 года № 404, в редакции Постановления Правительства РБ от 12 мая 2014 года № 220 (далее - Положение), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль над их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 (редакция от 16 апреля 2012 года) утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, пунктом 4 которых предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (в редакции Постановлений Правительства РФ от 28 мая 2007 года № 333, от 30 декабря 2013 года № 1314).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания) (редакция от 7 августа 2013 года), которые предусматривают установление розничных цен на газ дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа.
Согласно пункту 5 данных Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Разделом II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а раздел III содержит формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая не содержит величины (коэффициента), указывающих на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа. Принципы формирования розничных цен также не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета.
Таким образом, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов полномочиями по установлению розничных цен на газ, достаточно четко определил рамки, в которых должен действовать субъект, определив принципы и порядок их расчета, указав, в зависимости от чего они дифференцируются.
Из содержания вышеуказанных федеральных норм, определяющих процесс образования цен на газ, следует, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта РФ произвольно устанавливать цены на газ.
Однако Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, принимая постановление от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года", установил розничную цену на природный газ, реализуемый населению, по перечисленным в приложении направлениям его использования, дополнительно по своему усмотрению дифференцировал цену в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа.
Довод представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, что розничные цены на газ сформированы с учетом поэтапного доведения структуры цен до параметров, предусмотренных Методическими указаниями, при соблюдении предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них, суд считает необоснованным. Поскольку, соблюдение предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг (пункт 13 Методических указаний), не является основанием возникновения полномочий у субъекта РФ по своему усмотрению производить дифференциацию розничных цен при их установлении по иным основаниям, нежели на которые указано в Методических указаниях. Введение предельного индекса роста размера платы за коммунальные услуги не изменяет принципы и порядок расчета розничных цен на газ, установленный федеральными нормами.
Действительно, в жилищном законодательстве определено два подхода по оплате коммунальных услуг: оплата коммунальных услуг для потребителей, оснащенных приборами учета - исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Однако федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно устанавливать цены на газ, произвольно выбирать критерии дифференциации цен на газ природный, реализуемый населению.
Проанализировав Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 (редакция от 16 апреля 2012 года), Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года № 252-э/2 (редакция от 7 августа 2013 года) суд приходит к выводу, что дифференциация розничных цен на природный газ, реализуемый населению, по одному и тому же направлению его использования в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа не предусмотрено вышеуказанными нормативными актами.
Ссылка представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам на постановление правительства Оренбургской области от 25 декабря 2012 года № 1144-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2013 год и первое полугодие 2014 года" и определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2014 года № 47-АПГ14-5 о проверке в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления правительства Оренбургской области от 25 декабря 2012 года № 1144-п не свидетельствует о правомерности оспариваемого постановления, поскольку в постановлении правительства Оренбургской области применен иной принцип дифференциации цен на газ.
На основании изложенного, суд считает, что постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года" противоречит федеральному законодательству, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам при издании данного постановления превысил пределы своих полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, требование прокурора о признании несоответствующим закону и недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года", подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан
решил:
заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 5 июня 2014 года № 185 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Республики Башкортостан, с 1 июля 2014 год по 30 июня 2015 года", с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы и апелляционного представления через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА
------------------------------------------------------------------