Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.12.2014 по делу N 3-109/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Государственного комитета РБ по тарифам от 20.12.2013 N 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию , поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, едиными для всех потребителей, включая ООО "Стерлитамакские тепловые сети">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу № 3-109/2014

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО10,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Сафина А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакские тепловые сети" о признании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (в редакции постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21 мая 2014 года № 117) потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" недействующим в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, едиными для всех потребителей, включая ООО "Стерлитамакские тепловые сети",

установил:

ООО "Стерлитамакские тепловые сети" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (в редакции постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21 мая 2014 года № 117) потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" недействующим в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, едиными для всех потребителей, включая ООО "Стерлитамакские тепловые сети".
В обоснование заявления указали, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам было принято постановление от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Данным постановлением были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере 750,52 руб/Гкал, с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 810,56 руб/Гкал. Впоследствии в данное постановление были внесены изменения другим постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21 мая 2014 года № 117 "О внесении изменений в Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан". Указывают, что постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 в части установления тарифов едиными для всех потребителей, включая ООО "Стерлитамакские тепловые сети" не соответствует требованиям действующего законодательства. Поскольку для ООО "Стерлитамакские тепловые сети" как потребителя тепловой энергии (мощности) данные тарифы должны быть установлены в размере, меньшем по крайней мере на 178,56 руб/Гкал, так как данная сумма является тарифом, по которому ООО "Стерлитамакские тепловые сети" оказывает ООО "БашРТС" услуги по транспортировке тепловой энергии (тариф 178,56 руб/Гкал был установлен постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам № 825 от 20 декабря 2013 года). Считают, что установленные тарифы на тепловую энергию (мощность) потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, как единые для всех потребителей, включая ООО "Стерлитамакские тепловые сети", не обеспечивают экономическую обоснованность расходов ООО "БашРТС", что является нарушением части 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении". Указанное нарушение не было устранено и впоследствии при принятии Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам постановления от 21 мая 2014 года № 117, которым были внесены изменения в оспариваемое постановление от 20 декабря 2013 года № 833, поскольку внесенные изменения коснулись лишь числовых значений установленных тарифов. Кроме того, оспариваемым нормативным правовым актом нарушается право собственности заявителя на денежные средства, которые они вынуждены излишне платить ООО "БашРТС" вследствие применения тарифа, установленного оспариваемым актом.
В судебном заседании представители ООО "Стерлитамакские тепловые сети" Аюпов Ш.Т., Аюпов И.Т. заявление поддержали, просили удовлетворить.
Представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Пичужкина Е.Ю. требования ООО "Стерлитамакские тепловые сети" считает необоснованными, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представители ООО "БашРТС" Тимербулатова Ш.А., Каманин П.В. заявление считают необоснованными, указали, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Федеральной службы по тарифам России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа власти, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Федеральной службы по тарифам России.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сафина А.Р., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Постановлением городского округа город Стерлитамак № 2794 от 27 декабря 2013 года "О схеме теплоснабжения городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" единой теплоснабжающей организацией в границах города Стерлитамак общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" определено единой теплоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил зона деятельности единой теплоснабжающей организации - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
В силу пункта 94 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
По правилам пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат регулированию.
На территории Республики Башкортостан полномочия по установлению и регулированию тарифов (цен) на продукцию и услуги на регулируемых рынках в пределах своей компетенции закреплены за Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, согласно Положению о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05 сентября 2013 года № 404 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам".
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию. Данное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в теплоснабжении", методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э и Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163-э.
Согласно статьи 50 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов проводит анализ соответствия нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан законам Республики Башкортостан, постановлениям Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, указам Президента Республики Башкортостан, постановлениям Правительства Республики Башкортостан и осуществляет их государственную регистрацию.
Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" зарегистрировано в Управлении Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 25 декабря 2013 года № 4271. Размещено на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 8 января 2014 года, а также опубликовано в печатном издании "Республика Башкортостан" 11 апреля 2014 года № 68 (28053).
Из пункта 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (в редакции от 02 октября 2014 года) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", тарифы на тепловую энергию (мощность), пункта 14 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", следует, что тарифы на услуги о передаче тепловой энергии, теплоносителя могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа по решению органа регулирования.
В отношении регулируемых организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, которые являются неотъемлемыми частями процесса снабжения тепловой энергией (мощностью) потребителей единой теплоснабжающей организации, органом регулирования рассчитывается и устанавливается вид тарифа (одноставочный или двухставочный), который выбран органом регулирования для единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с данными положениями законодательства, для ООО "БашРТС" был установлен одноставочный тариф.
Согласно пунктам 28, 29 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) и при определении обоснованности практических значений расходов (цен) Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам использованы следующие источники информации о ценах (тарифах) и расходах:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
При отсутствии указанных данных обоснованность фактических значений расходов (цен) определялось с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для Республики Башкортостан.
При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов использовались нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускалось использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Установлено, что при утверждении схемы теплоснабжения по городу Стерлитамак Постановлением администрации городского округа города Стерлитамак от 27 декабря 2013 года № 2794 была выбрана и утверждена единая теплоснабжающая организация по городу Стерлитамак в лице ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", при этом ООО "БашРТС" взяло на себя обязательство по приобретению тепловой энергии у всех производителей по городу Стерлитамак и осуществление функций сбыта (реализации) тепловой энергии всем конечным потребителям города Стерлитамак по тарифу, установленному постановлением Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам № 833 от 20 декабря 2013 года. Затраты на оплату покупной тепловой энергии, транспортировку тепловой энергии, в том числе по сетям ООО "Стерлитамакские тепловые сети", в соответствии с действующим законодательством в области тарифного регулирования, в полном объеме были учтены при определении необходимой валовой выручки ООО "БашРТС" на 2014 год.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 94 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
Из пункта 131 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" следует, что тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией прочим теплоснабжающим организациям (за исключением теплоснабжающих организаций, приобретающих тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии), устанавливается равным единым тарифам на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, к категории (группе) которых относятся потребители, обслуживаемые указанными организациями, определяемым в соответствии с главой IX.IV Методических указаний.
В силу части 4 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность).
Таким образом, ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" является единой теплоснабжающей организацией в городе Стерлитамак и поставляет ООО "Стерлитамакские тепловые сети" тепловую энергию по единому тарифу, установленному постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети".
В доказательство своих требований ООО "Стерлитамакские тепловые сети" представило копии договоров поставки коммунального ресурса "горячая вода" по города Стерлитамак, однако данные документы не подтверждают поставку тепловой энергии конечным потребителям.
Суд приходит к выводу, что поставку тепловой энергии потребителям осуществляет ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", как единая теплоснабжающая организация.
Оспариваемые заявителем положения нормативного акта соответствуют действующему законодательству в сфере теплоснабжения, изданы Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, не нарушает права ООО "Стерлитамакские тепловые сети".
Таким образом, отсутствуют условия признания Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (в редакции постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21 мая 2014 года № 117) потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" недействующим в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, заявление общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакские тепловые сети" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакские тепловые сети" о признании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20 декабря 2013 года № 833 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (в редакции постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 21 мая 2014 года № 117) потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" недействующим в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "БашРТС" потребителям городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, едиными для всех потребителей, включая ООО "Стерлитамакские тепловые сети" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Г.А.ТАЗЕТДИНОВА


------------------------------------------------------------------